Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Новости

В российских корпорациях инновации становятся профессией

25.11.2013
Высшая школа экономикиРВК

В российских корпорациях инновации становятся профессией

В России появилась новая профессия – менеджер инноваций. Во многих крупных промышленных компаниях в последние несколько лет появились соответствующие подразделения и должности. Для того, чтобы разобраться, что представляют собой этот нарождающийся тип менеджеров, Институт менеджмента инноваций Высшей школы экономики при поддержке Российской венчурной компании провел исследование. Оно проводилось летом 2013 г. Всего было опрошено 55 человек из 45 компаний.

В отдельное подразделение управление инновациями выделено в 65% опрошенных компаний, а сама эта деятельность уже приобрела вполне четкие очертания: у 60% респондентов регламентировано свыше 50% функций. Подавляющее большинство опрошенных (81%) считает, что специалисты по работе с инновациями должны получать специальные знания. 36% респондентов считают, что именно от инноваций зависит успех или неуспех компании. Только 9% считает, что развитию инноваций в компаниях ничего не мешает, а 53% считает, что главным препятствием является отсутствие умений и навыков для разработки и внедрения инноваций.

В ходе исследования была предпринята попытка нарисовать портрет корпоративного менеджера инноваций. Оказалось, что это, как правило, мужчина средних лет, с базовым естественно-научным или техническим образованием, имеющий доходы свыше 100 тыс. руб., внимательно следящий за отраслевой и общеэкономической информацией, ведущий спортивный образ жизни. Он скорее удовлетворен своей работой и статусом в компании, хотя и признает ее недостаточно творческой, вполне амбициозен и задумывается о более высоких постах вплоть до гендиректора. Менеджер инноваций испытывает дефицит знаний и навыков, в т.ч. в сфере управления проектами. Он уверен, что без инноваций его фирме не обойтись, хотя далеко не всегда они являются самым важным пунктом в деятельности компании.

Исследование позволило сформулировать следующие основные выводы:
1. Процесс создания отдельных подразделений, занимающихся управлением инновациями, приобрел в секторе крупных российских компаний массовый характер.
2. Инновационная деятельность в крупных компаниях постепенно переходит от реализации разовых проектов в режим упорядоченной корпоративной процедуры.
3. Деятельность по управлению инновациями выделяется в особый вид корпоративного менеджмента, при этом происходит ее обособление, с одной стороны, от стратегического управления, а с другой – от управления исследованиями и разработками.
4. Ключевой задачей менеджеров инноваций становится овладение инструментарием управления инновационными проектами.
5. Менеджеров инноваций необходимо «точечно» отбирать и обучать. Отсутствие умений и навыков разработки и внедрения инноваций – главное препятствие для активизации инновационной деятельности в российских компаниях.

Дополнительную информацию о проведенном исследовании можно получить в Институте менеджмента инноваций НИУ ВШЭ: +7 (495) 698-43-87 imi@hse.ru
С полным текстом исследования можно ознакомиться на сайте РВК в разделе «Аналитика и исследования»:
http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/


Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь в Службу по связям с общественностью ОАО «РВК»:
Тел. +7 (495) 777-01-04,
E-mail: pr@rusventure.ru



Место проведения: