Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Новости

Ученые и журналисты начали искать общий язык на «Коммуникационной лаборатории» РВК

16.07.2014

Выстирать клетку или децеллюляризировать матрикс?
Ученые и журналисты начали искать общий язык на «Коммуникационной лаборатории» РВК

10 июля на площадке DI Telegraph в Москве состоялось открытие нового проекта РВК «Коммуникационная лаборатория», направленного на развитие внешних коммуникаций научного и образовательного сообщества. Мероприятие собрало на одной площадке более 200 человек из сферы науки, образования, коммуникаций, бизнеса и журналистики. Основным содержанием встречи стало изучение лучших коммуникационных практик в научной и образовательной сфере и обсуждение единых стандартов взаимодействия между наукой, СМИ и широкой общественностью.

В программе «Лабораторной работы №1» были заявлены 8 пленарных выступлений, дискуссия о том, в чьих руках инициатива по популяризации науки, и 8 параллельных занятий-мастерских по прикладным коммуникационным навыкам: от ошибок коммуникационной стратегии вуза и научного сторителлинга до того, как снять фильм о своем открытии. На мероприятие зарегистрировалось 59 сотрудников научных организаций, 54 участников от университетов, 27 представителей бизнес-сообщества и 36 журналистов из научно-популярных и общественных СМИ. Общее количество участников вдвое превзошло ожидания организаторов.

Пленарную часть открыл Георгий Гоголев, руководитель службы развития инновационной экосистемы ОАО «РВК». Он привел в пример Дельфийский университет, репутация которого вот уже много лет целенаправленно формируется из открытий, сделанных внутри университета, и пожелал российским ученым большей публичности.

Показательные статистические данные о глобальных показателях медиа-имиджа Российской Науки привел руководитель проектов в сфере образования МИА «Россия сегодня» Дмитрий Гужеля. Из его доклада участники узнали, что изданий, популярно пишущих о науке, в России чуть больше 20 (по сравнению с тысячей в США), а профессиональных научных журналистов в стране менее 300.

Член совета директоров международного правления IABC Майкл Амбьорн рассказал о подходе к коммуникациям с позиции «alignment» — встраивания их в общую стратегию организации для достижения максимального результата.

Научный сотрудник University College London Дмитрий Кузьмин в своем докладе «Как капитализируются коммуникации в науке» провел краткий анализ основных аудиторий, о которых научное сообщество часто забывает: от грантодателей и медиа до власти и индустрии.

Рядом занимательных кейсов по продвижению науки в России поделился основатель блога metkere.com Илья Кабанов, попутно проанализировав, как преломляется тема науки в массовой культуре: «С 50-х годов и до недавнего времени в комиксах главным источником суперспособностей героев была радиация — обычно из-за аварии на каком-нибудь реакторе. Заметьте, сегодня главный фактор суперспособностей — ускорители частиц». Блогер также выразил уверенность в трех вещах: наука — это популярно, инженер — герой новой эпохи, а популяризуют науку лучше всего не организации, а отдельные пассионарные личности.

О приоритетах внешних коммуникаций НИИ в вузе рассказал начальник службы коммуникаций Московского физико-технического института Валерий Левченко. Исходя из опыта работы своей службы он заметил, что популярно изложенные научные новости прямо из стен университета — прямая дорога к упоминании вуза в зарубежных СМИ.

В продолжение темы выступил заместитель генерального директора Политехнического музея по просветительской и образовательной работе Иван Боганцев с рассказом о том, как строилась репутация Политеха. Репутацию музея в последние годы нужно было не столько выстроить, сколько переориентировать в сторону популяризации: уйти от чисто технических наук, пригласить «лириков в компанию к физикам», внедрить лекторий, открыть собственную лабораторию и культурные программы, в том числе для детей.

Руководитель отдела аналитики SPN Communications Елена Рухлова дала старт пленарной дискуссии, показав расширенные результаты исследования того, как представлена российская наука в общественном сознании. Оказалось, что только 6% россиян читают научные новости, а все пики публикаций прошлого года связаны исключительно с реформой РАН. При этом доля перепечаток и пресс-релизов составляет целых 44%, а число упоминаний иностранных ученых в российских СМИ почти вдвое больше, чем появление в них наших соотечественников.

Пленарная часть завершилась дискуссией всех представителей информационной экосистемы «Наука и СМИ: на чьей стороне мячик?». Выяснилось, что главные барьеры между учеными и СМИ — отсутствие общего языка и неэффективная работа с контентом.

«Когда мы просим сложные понятия изложить доступно, нам отвечают: «Да мы не можем, нас свои не поймут, засмеют», — рассказала шеф-редактор телеканала Наука 2.0 Ирина Березина — Поэтому там, где на Западе могут сказать «выстирать клетку», у нас ученые обязательно скажут «децеллюляризировать матрикс».

«Знаете, заставлять, например, математиков рассказывать о своей работе простым языком просто нечестно, — возразил на это биоинформатик Михаил Гельфанд. — Этот материал нельзя изложить просто. Я думаю, проблема не столько в языке, сколько в неумении интересно подавать научную новость. Науку можно сделать захватывающей историей. А вот голыми фактами заинтересовать публику довольно сложно».

«В российской науке не хватает контента на то, чтобы обеспечивать стабильный новостной поток», — заметил партнер RusBioVentures Дмитрий Кузьмин. «Да, может быть, пока его и немного, но до потолка, связанного с недостатком контента, нам точно далеко, — возразил ему директор по продвижению инновационной деятельности ОАО «РВК» Илья Курмышев. — Для популяризации российской науки сохраняется большой потенциал».

Дискуссия, пожалуй, впервые собрала спикеров, представляющих все возможные мнения и стороны вопроса. Исчерпывающе обсудить тему в таком составе было сложно, зато наметилась основная проблематика: ученые и СМИ пока не очень хотят понимать друг друга.

Обсуждение вызвало бурную реакцию зала. Часто звучал вопрос, на который в процессе дискуссии так и не нашли ответа: входит ли в принципе в обязанности ученого популяризировать то, что он делает? Мнения высказывались полярные: от «Это не моя работа» до «Это наш с вами долг».

Ключевой фигурой обсуждения стала пресс-секретарь Института стволовых клеток человека Елена Романова. «Я ни журналист, ни ученый. Я, наверное, и есть тот самый коммуникатор от науки, — сразу сказала она. — И я считаю, что пресс-служба должна в своей исследовательской организации командовать и не стесняться. Ученых нужно учить общаться с прессой. Это нелегко: иногда выходит публикация, ученые ее читают, за голову хватаются, говорят: «Нет, все, больше никогда!». Но говорю вам по собственному опыту: со временем все входят во вкус. Ученые тоже начинают получать удовольствие от того, что появляются в общественных СМИ, что их начинают узнавать. Я считаю, что российские институты должны обязательно создавать пресс-службы, которые будут служить мостиком и помогать ученым и журналистом договариваться между собой», — подвела итог госпожа Романова.

В рамках мероприятия приглашенные эксперты со стороны СМИ и науки обсудили идею нового сервиса — агрегатора научных новостей напрямую из исследовательских организаций. Оргкомитету проекта было важно узнать, есть ли запрос на такой ресурс, в каких объемах могут им пользоваться. Участники пришли к выводу, что запрос на ресурс безусловно есть, и что создание востребованного агрегатора возможно только при совместной работе ученых, пишущих тексты, и журналистов, обрабатывающих научные публикации.

Параллельно на площадке мероприятия прошли занятия-мастерские по прикладным темам: научная журналистика и общение с учеными (от редактора отдела науки журнала «Русский Репортер» Григория Тарасевича), работа со СМИ в научном вузе (от руководителя пресс-службы МФТИ Александры Борисовой), национальные научные системы разных стран (от научного сотрудника University College London Дмитрия Кузьмина), принципы популяризации (от Ивана Боганцева) и построение пресс-службы вуза (от руководителя пресс-службы НИУ ВШЭ Вадима Воробьева). Социолог Георгий Гофбауэр провел трехчасовую форсайт-сессию, на которой выяснилось, что основным драйвером популяризации науки в ближайшие годы должны стать механизмы, связанные с крауд-технологиями, и что в ближайшее время неизбежно случится появление нового вида нетрадиционного высшего образования, ориентированного на познание.

«Мероприятие было крайне информативным, динамичным и полезным. Жалею только об одном: что не удалось побывать на всех воркшопах одновременно. Думаю, кампания даст реальные результаты и принесет пользу нашей измученной и переживающей сейчас очень нелегкий этап науке», — сказала один из спикеров дискуссии, специалист по связям с общественностью Института проблем химической физики РАН Елена Пылаева.

«Первая встреча «Коммуникационной лаборатории» собрала неожиданно большое количество участников и практически все заинтересованные стороны: от ученых, научных журналистов, редакторов, представителей пресс-служб университетов и институтов РАН, профессиональных пиарщиков — до представителей собственно РАН и ФАНО. Главное было начать этот разговор лицом к лицу», — считает один из организаторов проекта, координатор академических связей РВК Сергей Колесников.

В конце лета участников проекта ждет специальная обучающая программа для ученых и общественно-политических журналистов, экспериментальные пресс-туры в российские НИИ и награждение журналистов в специальных номинациях конкурса «Tech In Media».

Предварительная регистрация на «Лабораторную работу №2» (экспериментальные пресс-туры в НИИ) уже открыта по ссылке.


Об ОАО «РВК»

ОАО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Уставный капитал ОАО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло 15, их суммарный размер — 25,2 млрд руб. Доля ОАО «РВК» –15,7 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 156. Совокупный объем проинвестированных средств – 14,4 млрд руб.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь:
Служба по связям с общественностью ОАО «РВК»
тел.: (495) 777-0104, e-mail: pr@rusventure.ru

Организатор проекта:
SPN Communications
www.spncomms.com

Контакты для СМИ
Елена Брандт
(926) 525-89-16
e.brandt@spncomms.com



Место проведения: