Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Новости

РВК и SPN Communications подвели итоги проекта «Коммуникационная лаборатория»

27.11.2014

РВК и SPN Communications подвели итоги проекта «Коммуникационная лаборатория»

За полгода с момента появления проекта «Коммуникационная лаборатория» организаторы – РВК и SPN Communications – провели более 10 мероприятий для ученых и журналистов, чтобы научить их работать вместе. Первые результаты проекта – выход на просторы СМИ материалов о 20 научных организациях, выпуск сборника кейсов по коммуникациям в науке, запуск экспериментального онлайн-ресурса для ученых и журналистов «Открытая наука», который станет первым в России агрегатором научных новостей с возможностью публикации пользовательского контента.

Проект «Коммуникационная лаборатория» стартовал после проведения исследования коммуникаций в научно-образовательной сфере: авторы попытались ответить на вопрос, как строится взаимодействие и обмен информацией между российскими НИИ и ВУЗами с обществом, прессой, бизнесом и государством, как строятся внутренние коммуникации в научно-образовательных учреждениях. Оказалось, что в основном СМИ обращаются к темам, напрямую не связанным с достижениями российских учёных, и освещают в большей степени события институционального характера: деятельность Министерства, реформу РАН, конференции и т.д. Семантическое облако, составленное из заголовков СМИ – наглядный тому пример.

Перед командой стояла цель способствовать популяризации науки в России. Опираясь на результаты исследования, координаторы проекта приняли решение не просто увеличить количество научных публикаций в СМИ, а попробовать найти тех специалистов, которые уже этим занимаются, создать профессиональное сообщество российских научных коммуникаторов.

Первоочередной задачей стало приглашение ученых, журналистов и PR-специалистов на одну площадку, где у них появилась возможность личного контакта, обсуждения проблем и совместной выработки решений, которые помогут преодолеть барьеры в коммуникации и усилить имидж отечественной науки. 10 июля на территории DI Telegraph состоялся открывающий семинар проекта – «Лабораторная работа №1». В рамках мероприятия прошло 8 пленарных выступлений, дискуссия о том, в чьих руках инициатива по популяризации науки, и 8 параллельных мастер-классов по прикладным коммуникационным навыкам: от ошибок коммуникационной стратегии вуза и научного сторителлинга до того, как снять фильм о своем открытии. Также в рамках мероприятия прошел закрытый «мозговой штурм» по созданию экспериментального онлайн-ресурса для ученых и журналистов. Общее количество участников открывающего семинара вдвое превзошло ожидания организаторов: более двухсот человек собрались вместе, чтобы сделать свой вклад в продвижение науки и перенять опыт коллег по цеху.

Следующим шагом организаторов «Коммуникационной лаборатории» стала попытка подсчета научных коммуникаторов в России. Для этого РВК и SPN Communications провели исследование с участием РИА Новости (МИА «Россия сегодня») и НИУ ВШЭ. Согласно результатам, в этой сфере на тысячу сотрудников приходится от 0,4 до 2,6 специалистов, занимающихся связями с прессой и PR, а их общее число не превышает 400 человек. Для сравнения, по оценкам экспертов, аналогичный показатель для Европы составляет 8 к 1000. Это напрямую связано с объемом финансирования, которого не достаточно для организации работы пресс-службы.

10 сентября состоялась «Лабораторная работа №2», которая прошла в здании Президиума РАН в рамках Moscow Science Week, целью которой был нетворкинг. В числе кураторов и участников проекта от СМИ выступили сотрудники научных редакций «Ленты.ру», «Газеты.ru», МИА «Россия сегодня», «Вокруг света», «Элементы.ру», «В мире науки», «Эксперт», а также корреспонденты «России 1», ИТАР-ТАСС и «Русской службы новостей». Представители более 10 НИИ и научных организаций попытались заинтересовать журналистов рассказом о себе, результатом чего стал ряд пресс-туров и публикации в СМИ.

А в сентябре на базе факультете журналистики МГУ им. Ломоносова прошли три серии мастер-классов «Лабораторные субботы». Здесь журналисты и блогеры рассказывали о специфике работы с контентом и профессиональной этике общения с экспертами. А представители состоявшихся пресс-служб НИИ рассказали «новичкам» о том, как писать тексты в удобном для СМИ формате, чем их можно заинтересовать и как получить историю от ученого.

Самые активные журналисты в сентябре-ноябре поехали с экспериментальными пресс-визитами в научно-исследовательские институты Москвы и Московской области, чтобы своими глазами увидеть, а затем рассказать широкой аудитории, чем сегодня живет российская наука. Результатом стали материалы на федеральных СМИ, например: на «России 1» в программе «Утро России» в эфир вышли репортажи о том, как магниты помогут вылечить болезни нервной системы и про вандалоустойчивое покрытие. А на радио «Русская служба новостей» в программе «Утренник» выступила Евгения Тимонова (автор видео-блога «Все как у зверей»), которая рассказала о том, насколько люди похожи на животных. На радио «Вечерняя Москва» состоялось интервью старшего научного сотрудника института биоорганической химии Российской академии наук Константина Минеева о разработке новых лекарств.

Для укрепления профессионального самоопределения была учреждена новая специальная номинация «Коммуникационная Лаборатория» в рамках IV Всероссийского конкурса инновационной журналистики Tech in Media. В ней оценивались работы, созданные усилиями представителей научного сообщества и журналистов, поэтому за плодотворную совместную работу награждены были и журналисты, и пресс-секретари. Победителями стали: НИУ ВШЭ и «Бизнес-журнал», Институт биофизики Сибирского отделения РАН и «Красноярск Дейли», Институт общей генетики Н.И. Вавилова РАН и «Газета.ru», Математический институт им. Стеклова РАН и радио «Эхо Москвы». В специальной категории «За вклад в популяризацию научных коммуникаций» награду получили Григорий Тарасевич («Русский репортер», «Кот Шрёдингера») и Мария Докучаева, пресс-секретарь ФАНО.

Финальным аккордом проекта «Коммуникационная лаборатория» стало издание «Формулы научного PR» – сборника кейсов и советов от специалистов, которые занимаются коммуникациями в сфере науки и образования. Авторы – более 20 экспертов, занимающихся популяризацией науки в России в настоящее время. Прикладным опытом разных аспектов коммуникационного процесса в этом сборнике поделились научные коммуникаторы из ИБХ РАН, НИУ ВШЭ, МФТИ, ИКИ РАН, УрФУ. А о том, как ситуация выглядит глазами СМИ, рассказали журналисты из Газеты.ru, Русского репортера, ТАСС. Среди прочего, в издании рассказывается о научных коммуникациях в Европе и продвижении университетов в США, о том, как найти работу в России научному коммуникатору из университета Барселоны, какие в России есть научно-популярные блогеры и о мировой практике агрегаторов научных новостей.

20 ноября запустился экспериментальный онлайн-проект «Открытая наука» на базе портала «Теории и Практики». Это инструмент для обмена информацией и совместной работы научно-исследовательских организаций, СМИ, экспертов и простых читателей. С его помощью ученые, службы по связям с общественностью НИИ и ВУЗов могут удобно и быстро делиться новостями своих исследований и открытий, не тратя времени и усилий на поиск нужного журналиста, а журналисты – получать актуальные материалы и комментарии от авторов в режиме реального времени. Сейчас проект находится на стадии тестирования, чтобы выявить, насколько подобный инструмент, популярный за рубежом, будет востребован в России. Его дальнейшая судьба напрямую зависит от того, будет ли он популярен среди научных коммуникаторов.

Подводя итоги проекта, Евгений Кузнецов, заместитель генерального директора – директор проектного офиса РВК подытожил: «Нам приятно, что проект, который задумывался как эксперимент, оказался настолько востребованным. Без сомнения, он удался благодаря стараниям и открытости тех научных журналистов, представителей пресс-служб и даже отдельных ученых, которые понимают, насколько важны коммуникации и взаимопонимание между наукой, инвесторами и обществом».

Инфографика по исследованию

Инфографика-инструкция по «Открытой науке»

Контакты для СМИ:
Иван Черемисин
+7 (916) 701-94-43
i.cheremisin@spncomms.com

Алена Гупаисова
+7 (909) 160-50-18
a.gupaisova@spncomms.com


ОАО «РВК» – государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Уставный капитал ОАО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло 15, их суммарный размер – 25,8 млрд руб. Доля ОАО «РВК» – 15,9 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 161. Совокупный объем проинвестированных средств – 14,6 млрд руб.

SPN Communications – одно из старейших и крупнейших коммуникационных агентств России и СНГ. Основано в 1990 году. Располагает тремя офисами в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Общий штат сотрудников – свыше 250 человек. Занимает первую строчку Национального рейтинга коммуникационных компаний. Первый российский обладатель IPRA Golden World Awards, четырнадцатикратный обладатель SABRE Awards (в том числе первый и уже трехкратный победитель Global SABRE Awards). С 2005 по 2013 гг. агентство входило в международную сеть Ogilvy Public Relations и называлось SPN Ogilvy. С 2014 года компания работает как независимое агентство под новым именем – SPN Communications.



Место проведения: