Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Новости

В РВК прошел экспертный семинар, посвященный управлению нацпроектами на примере Олимпийских игр в Сочи

06.04.2015
РВК

В РВК прошел экспертный семинар, посвященный управлению нацпроектами на примере Олимпийских игр в Сочи

27 марта в офисе РВК прошел семинар «Гармония стандартов и инноваций: практика управления нацпроектами на примере Олимпийских игр 2014 года», где выступали эксперты по построению и реализации стратегий управления сложными процессами и их автоматизации. Семинар провели Михаил Петров, директор Технологического операционного центра Олимпийских игр, заместитель директора департамента проектов по информатизации Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, и Вадим Халепский, руководитель направления «Сочи 2014», представитель Microsoft, которые руководили созданием системы управления самого масштабного российского проекта десятилетия — Олимпийских игр в Сочи. Эксперты рассказали о методологических и технологических аспектах управления национальным проектом с двух точек зрения — заказчика и исполнителя. Участники семинара говорили о том, что управляемость процессов в проектах, где задействовано большое количество людей, огромные активы и ресурсы, где есть непереносимые сроки и необходимо постоянно держать контроль над операциями и задачами — это отдельная прикладная дисциплина, в рамках которой идет немало теоретических споров о методологии и подходах.

Открывая семинар, генеральный директор РВК Игорь Агамирзян отметил: «Олимпийский проект дал огромные возможности, которыми его организаторы смогли воспользоваться в полной мере: они наработали уникальный опыт. И эти полученные в результате компетенции в качестве достояния страны важнее эффектов публичного пиара от олимпийского проекта. Очень важно эти знания и компетенции сохранить и использовать во благо страны. Международный олимпийский комитет позаботился сделать это, получив огромный объем нужной ему информации, в том числе и по фиксации полученных уроков. Но эта информация предназначена для оргкомитетов следующих олимпиад. У нас же пока то же самое сделано не было. Я считаю, что следует продвигать пример проектного подхода, в том числе для решения задач государственного управления».

Что именно было создано за 7 лет подготовки к Олимпиаде? То, что видно зрителям — это 13 спортивных объектов на 140 тысяч мест; 4 горнолыжных курорта со 150 км трасс; 400 км дорог и 200 км железнодорожного полотна с 22 тоннелями, 100 гостиниц на 27 тысяч номеров. За этим также стоит масштабная, но менее заметная инфраструктура: 400 км газопроводов, 500 км высоковольтных ЛЭП, 5 ТЭС и 18 подстанций, очистные сооружения мощностью 255 тысяч кубических метров в сутки. В процессе строительства стольких масштабных объектов координировались усилия более 100 организаций, насчитывавших более 90 тысяч человек персонала. Для управления олимпийским проектом были разработаны методологии и технологические решения, внедрение которых началось на этапе создания Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи — за семь лет до старта игр.

ERP-система (англ. Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия), созданная совместно командами Вадима Халепского и Михаила Петрова для Оргкомитета, была разработана с нуля и запущена за 4 месяца, а затем в течение 7 лет работала, достраиваясь по мере того, как изменялись задачи Оргкомитета и приобретался опыт. У участников семинара возник вопрос, по какой причине система создавалась с нуля, если, как они предположили, МОК мог бы передавать готовые управленческие блоки от одних Игр другим. Как объяснили эксперты, подобные решения устаревают технологически — за 4 года меняются целые платформы разработки, меняется квалификация специалистов, решения переносятся в новое архитектурное окружение. Кроме того, требования, условия и бизнес-практики во всех странах разные (например, разная практика передачи части функций на аутсорсинг).

ERP-система, в которую изначально были заложены функции планирования финансово-хозяйственной деятельности (бюджетов, закупок) и ее жесткого контроля (в первую очередь, закупочных процедур и расходования средств), затем дополнилась специализированной системой проектного планирования и отчетности, а также комплексом регламентов, по которым осуществлялось инициирование проектов (с определением контролируемых целей и задач, ответственных, защитой на проектном комитете) и их планомерный контроль. Данная связка информационных систем стала тем «скелетом», который обеспечивал полную прозрачность процесса подготовки к Играм и служил основой для оперативной подготовки достоверной и детальной отчетности для различных заинтересованных сторон (руководства Оргкомитета, проверяющих органов, МОК).

Эксперты рассказали о том, как изменялась практика работы с системами управления и отчетности. Вывод, к которому пришли организаторы, звучит так: «Чем ниже проектная культура, тем выше формальные требования, и наоборот». Так, на первом этапе приходилось заниматься массовым обучением персонала по работе с вновь внедренной системой планирования и отчетности, и при этом число ошибок во внесенных данных было высоким. Позже, когда квалификация сотрудников стала выше, требования к документам повысились, а число ошибок понизилось. С приближением же начала Олимпиады нормативные документы становились проще и их объем сокращался.

В конце семинара Игорь Агамирзян подчеркнул, что уникальный опыт, полученный в процессе организации Олимпийских игр в Сочи, Россия обязательно должна сохранить и использовать, поскольку задачи такого масштаба активно возникают и сейчас. Генеральный директор РВК отметил, что этот опыт можно использовать для решения задачи импортозамещения.



Место проведения: