Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Новости

Призовой фонд технологических конкурсов Up Great составит 375 млн руб.

11.07.2018


РВК, Фонд «Сколково» и АСИ объявляют официальный старт приема заявок на технологические конкурсы Up Great, реализуемые в рамках Национальной технологической инициативы. Первая серия конкурсов будет нацелена на поиск прорывных решений в сфере развития беспилотного транспорта и водородной энергетики.

Up Great — это новый для России формат открытых инженерных состязаний, созданный по образцу престижных международных конкурсов XPrize, Darpa Grand Challenge и др. Участникам предлагается найти решения сложнейших технологических задач, которые в мире пока решения не имеют. Команда-победитель, преодолевшая мировой технологический барьер, получает крупный денежный приз за демонстрацию понятного и повторяемого решения конкурсного задания перед экспертами, жюри и широкой общественностью.

В июле стартует официальный прием заявок на первые три конкурса Up Great: «Зимний город», «Первый элемент. Воздух» и «Первый элемент. Земля». Участниками могут стать российские и зарубежные инженерные команды, инновационные компании, научные организации и вузы.

Конкурс «Зимний город» направлен на создание беспилотного автомобиля, способного передвигаться в экстремальных климатических условиях в городе, при отсутствии дорожной разметки, низкой видимости дорожного полотна и наличии дорожного трафика. Скорость и уровень безопасности при этом должны быть как у среднестатистического водителя. По условиям конкурса, машина должна проехать в автономном режиме по чек-поинтам полигона длиной 50 км быстрее чем за три часа, самостоятельно прокладывая маршрут с учетом наличия на полигоне других транспортных средств, соблюдая правила дорожного движения и не провоцируя других участников на нарушения. Задача и условия конкурса разработаны экспертной группой под управлением Лаборатории робототехники Сбербанка. Технологическим партнером соревнований выступает компания «Яндекс». Призовой фонд составит 175 млн руб.

Другие два конкурса Up Great — «Первый элемент. Воздух» и «Первый элемент. Земля» — направлены на создание энергетических установок на основе водородных топливных элементов, которые смогут по эффективности сравниться с традиционными двигателями внутреннего сгорания и аккумуляторами. Конкурсные задания разработаны при поддержке Института проблем химической физики РАН.

Участникам конкурса «Первый элемент. Воздух» предстоит разработать водородный топливный элемент для малых беспилотных аппаратов. Конкурсной задачей является создание аккумулятора мощностью 1,3 кВт и удельной массовой энергоемкостью не менее 700 Вт*ч/кг, при этом его масса не должна превышать 7 кг. Разработчикам необходимо смонтировать созданную энергоустановку на специальной мультикоптерной платформе, после чего она должна продержаться в воздухе не менее трех часов при циклическом режиме полета. Призовой фонд конкурса составит 60 млн руб.

Конкурс «Первый элемент. Земля» направлен на создание водородных топливных элементов для наземных и плавающих транспортных средств средних размеров: пилотируемых и беспилотных мотоциклов, автомобилей, легких катеров. Мощность энергетической установки должна составить не менее 15 кВт при удельной энергоплотности 500 Вт*ч/л, а объем не должен превышать 150 л. Участникам конкурса предстоит смонтировать энергоустановку на предоставленную организаторами беспилотную автомобильную платформу, а затем принять участие в гонке и продержаться на трассе не менее трех часов. Призовой фонд конкурса составит 140 млн руб.

Александр Повалко, генеральный директор РВК: 

«Обеспечив преодоление технологических барьеров, конкурсы Up Great должны создать задел для развития принципиально новых продуктов и отраслей экономики, в которых российские производители смогут занять лидирующие позиции. Один из ключевых принципов конкурсов — открытость и прозрачность процедуры отбора заявок и финальных испытаний. Денежный приз получит тот участник, который сможет продемонстрировать готовый прототип и превзойти абсолютные критерии, обозначенные в конкурсных заданиях. Учитывая амбициозность задач, мы ожидаем, что конкурсный отбор не будет простым. Однако уверен, что в России есть десятки инженерных команд, способных реально претендовать на победу».

Игорь Дроздов, председатель Правления Фонда «Сколково»: 

«Призовой фонд технологических конкурсов — это не только деньги. Преодолевая барьеры, размышляя над решением сложных амбициозных задач, команды, в том числе и студенческие, и, надеюсь, преимущественно российские, смогут достичь выдающихся результатов, создать инновационные разработки и реализовать свою мечту. А неожиданные и яркие решения, как показывает пример конкурсов-«вызовов» за рубежом, где этот инструмент используют давно, могут стать отправной точкой для роста новых рынков у нас».

Прием заявок на конкурс Up Great по направлению «Зимний город» продлится до 1 сентября 2018 года. Осенью пройдет экспертиза заявок, по итогам которой команды будут допущены к квалификационным испытаниям. Финальные испытания беспилотников и определение победителя состоятся в феврале-марте 2019 года.

Заявки на участие в конкурсах «Первый элемент. Земля» и «Первый элемент. Воздух» принимаются до 1 октября 2018 года. Квалификационный этап пройдет с ноября по декабрь 2018 года, а финальные соревнования завершатся в мае 2019 года.

Правила проведения технологических конкурсов определены постановлением Правительства РФ №403 от 3 апреля 2018 года. Задания для первых трех конкурсов и регламент работы жюри одобрены конкурсной комиссией, созданной в соответствии с распоряжением Министерства образования и науки РФ №Р-429 от 15 мая 2018 года.



Справочная информация

Технологический конкурс Up Great «Зимний город»

Предпосылкой проведения конкурса является наличие значимых и глобальных технологических барьеров в перспективном сегменте беспилотных транспортных систем. Полученный прорыв будет способствовать достижению российскими высокотехнологичными компаниями ведущих позиций в данном сегменте на мировом рынке.

На сегодняшний день нерешенными задачами в сфере беспилотного автотранспорта считаются:
— движение в условиях плохой видимости и тяжелых погодных условиях;
— уверенное реагирование на статические и динамические препятствия;
— качественное прогнозирование траектории движения других участников дорожного движения и совершение на основе этих данных необходимых действий;
— качественное позиционирование беспилотника во время движения в условиях городской и пригородной застройки;
— уверенное движение при наличии других участников дорожного движения.

Одним из наиболее важных аспектов эксплуатации беспилотных транспортных средств является понимание ими окружающей среды для принятия безопасных решений. И ключевым моментом является то, что беспилотник определяет точное местоположение не только в городе или на дороге, но в его фактической полосе движения с высокой точностью. Если в идеальных погодных условиях по данной задаче достигнут большой прогресс, то при плохой видимости и в тяжелых погодных условиях, когда сенсоры подвержены воздействию снега, грязи или мусора, отрицательных температур, данная задача является одной из самых актуальных во всем мире.

Согласно статистическим данным в мире ежегодно в среднем происходят более 5 миллионов аварий, в результате которых погибает около 1,2 миллиона человек. 22% данных аварий произошли в условиях плохой погоды. Специалисты в области автотранспорта признают формулу 90–60–30. Она означает, что переход на беспилотные машины позволяет снизить количество ДТП на 90%, нагрузку на транспортную инфраструктуру — на 60%, а выбросы — на 30%.

Сквозные решения задачи по управлению беспилотными транспортными средствами при плохой видимости и тяжелых погодных условиях востребованы перспективными рынками НТИ Автонет, Нейронет, Сэйфнет, равно как и всей транспортной отраслью в целом.

Технологические конкурсы Up Great «Первый элемент. Земля» и «Первый элемент. Воздух»

Задача создания эффективной замены традиционному топливу является одной из самых актуальных для транспортной отрасли во всем мире — начиная от железнодорожного и морского транспорта и заканчивая автомобилями и беспилотными летательными аппаратами на массовом рынке. Предпосылками для этого служат:
— постоянный поиск транспортными компаниями и производителями транспортных средств путей снижений затрат на топливо, которые составляют в зависимости от типа транспорта до 50% от операционных расходов;
— необходимость сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу Земли (углекислый газ, оксид азота, оксиды серы и т.д.): так, около 25% выбросов углекислого газа в атмосферу приходится на работу разного рода транспорта;
— нестабильность на рынках углеводородов, стремление к энергетической независимости различных стран.

Одновременно с этим происходит постоянное увеличение доли электрических двигателей в транспортных средствах, что формирует, с одной стороны, спрос на новые типы аккумуляторов электроэнергии для транспортных средств (где у российских разработчиков и производителей практически нет шансов опередить зарубежных конкурентов), а с другой — на новые энергетические установки, среди которых наиболее перспективными в коммерческом плане являются водородные топливные элементы.

Водородные топливные элементы могут как производить энергию для двигателя транспортного средства, так и применяться для обеспечения электропитания оборудования транспортных средств. Преимуществами водородных энергоустановок на топливных элементах являются:
— существенно более высокий КПД по сравнению с двигателями внутреннего сгорания;
— безопасность для окружающей среды, поскольку двигатель не выбрасывает никаких вредных веществ;
— возможность гибкого конфигурирования дизайна для применения в широком спектре транспортных средств — от морских судов до велосипедов.

Барьером для массового применения водородных топливных элементов служат ограничения существующего дизайна установок, которые обуславливают более высокую стоимость и меньшую продолжительность работы водородной энергоустановки.

Сейчас во всем мире начинается настоящая гонка за то, кто сумеет первым решить эти проблемы и представить конструкцию массовой установки. Автомобили на водородных топливных элементах разрабатывают и испытывают Toyota Mirai, Ford, Honda, Hyundai, Nissan, Volkswagen, General Motors, Daimler AG, производители из Китая, Бразилии и др. Для внедрения водородных топливных элементов в морской транспорт в Европе созданы консорциумы FellowSHIP и Fuel Cell Boat BV. В Германии Siemens уже начал производство подводных лодки класса U-212 с топливными элементами, заказы на которых поступили из Греции, Италии, Кореи, Израиля.

Проведение конкурса позволит создать прорывной дизайн водородных энергоустановок на топливных элементах, который даст возможность российским производителям занять первое место на стратегически важном сегменте мирового рынка объемом в несколько десятков миллиардов долларов в год.

Место проведения: