Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Новости

Открытый запрос концепций развития интерактивных форматов научно-технических музеев

03.11.2015

ОАО «РВК» объявляет открытый запрос концепций развития интерактивных форматов научно-технических музеев

Наука становится всё более модной и популярной. Создаются новые, в том числе частные, музеи; шоу-бизнес использует в представлениях научные опыты; тематика науки и технологий широко распространена в кино; проводятся «научные бои»; по всей стране проходят профильные фестивали. Но при обилии форматов, разжигающих любопытство, недостаточно форматов это любопытство развивающих. Есть мода на умный досуг, но нет выраженного карьерного интереса к науке. Стремление сделать карьеру экономиста и юриста более распространено.

Музей – это та площадка, где с помощью экспонатов, историй и особой атмосферы может быть создана эффективная среда для реализации интерактивных проектов, развивающих интерес детей и молодежи к научно-технической области.

В развитых странах научные музеи не являются более музеями в чистом виде – экспозицией предметов и достижений. Они, скорее, напоминают хаб, который собирает вокруг себя заинтересованное сообщество и транслирует огромное множество форматов научных коммуникаций. Чаще – основа сообщества – молодежь, семьи. В целом, концепция современного научного музея строится на пересечении выставочного формата и интерактивной коммуникации с целевой аудиторией. Именно на базе музеев появляются фаблабы, кружки; музеи становятся проводниками citizen science.

В России основные проблемы развития научно-технических музеев лежат в области недостаточных средств для закупки / производства экспонатов, низкого уровня профессионализма работников и неумения работать с аудиторией.

Мы планируем запустить инфраструктурный проект для формирования новых интерактивных форматов на базе существующих музеев, ориентируясь на горизонт 2-4 года. Важно, что не предполагается финансирование крупных многолетних проектов, требующих весомых ресурсов. Мы хотим сосредоточить наши усилия на образовательных и нетворкинговых мероприятиях с профильным сообществом; консалтинге существующих музейных проектов, в частности на выборе и поддержке тиражирования как российских, так и международных лучших практик в работе с аудиторией музеев. Выявить профильное музейное сообщество – отдельная задача проекта. Кто те люди, которые способны менять традиционные форматы работы научно-технических музеев? Каких ресурсов им не хватает? Много ли таких активистов и нужно ли их объединять?

Цель проекта – создание на базе профильных музеев форматов, вовлекающих детскую и молодежную аудиторию в научно-техническую деятельность, в том числе в орбиту проектов Национальной технологической инициативы.

Задачи:

  • Запустить форматы, позволяющие эффективно использовать площадку и ресурсы музеев для развития интереса к научно-технической области и последующей трансформации этого интереса в образование и карьеру.
  • Популяризировать среди молодежной аудитории идеи и принципы НТИ.
  • Содействовать развитию best practice научно-технических музеев и их тиражированию.
  • Содействовать формированию сообщества музейных энтузиастов – создателей самих музеев и музейных концепций, сотрудников нового типа, создающих форматы для вовлечения аудитории.

Результатом реализации проекта должно стать увеличение количества успешных интерактивных проектов в стенах музеев, рост вовлеченной в музейные проекты аудитории, рост компетенций коллективов научных музеев, а также повышение качества бизнес-моделей частных музеев и привлечение спонсоров и коммерческих партнеров.

По результатам данного запроса будут отобраны лучшие концепции реализации проекта. Выбранные концепции лягут в основу технического задания, предполагающего предоставление средств ОАО «РВК» на реализацию проекта.

Структура предложения:

  • Концепция
    Общее описание подхода к реализации проекта. Какая модель может быть наиболее эффективна для проекта? Цикл образовательно-нетворкинговых мероприятий, акселерационная модель, конкурсная? Также необходима оценка сообщества музейных энтузиастов: есть ли необходимость сплачивать подобных активистов, с какой целью, что может этих людей объединять?
  • Лонг лист участников проекта
    Перечень научно-технических музеев, которые предлагается включить в проект и аргументация этого выбора;
  • Действующие проекты-бенчмарки
    Примеры наиболее удачных российских и зарубежных форматов взаимодействия с аудиторией на базе научных музеев, которые стоит взять как образец. Примеры необходимо сопроводить аналитической справкой о причинах и предпосылках их эффективности;
  • Идеи форматов
    Идеи интерактивных форматов для реализации с указанием конкретных музеев, вошедших в программу;
  • Образовательная программа
    Предложение тем и спикеров для проведения образовательной программы;
  • Стажировка
    Перечень возможных площадок и программ для стажировки вовлеченных в проект членов сообщества;
  • Нетворкинговые активности
    Описание мероприятий, направленных на укрепление сообщества, вовлеченных в проект музейных энтузиастов;
  • Организационные вопросы
    Предварительный график реализации проекта, бюджет (включая возможные гранты для реализации интерактивных форматов работы с аудиторией музеев), команда проекта, КПЭ проекта.

Заявки принимаются в следующей форме:

  • Текстовый документ с описанием предложения, согласно представленной выше структуре (предложение может содержать не все пункты из представленной структуры);
  • Презентация предложения в формате PowerPoint (опционально).

Срок подачи заявок: до 12 ноября 2015 года (включительно).

Разработанные предложения по инструментам развития команд и интерактивных форматов научно-технических музеев направляйте* Смелковой Наталье, руководителю направления по развитию информационной инфраструктуры ОАО «РВК», на адрес Smelkova.NE@rusventure.ru до 12 ноября (включительно). По результатам полученных предложений возможна организация встреч с представителями ОАО «РВК» для детального обсуждения.

* Данное предложение не является офертой и не ведёт к заключению договоров по результатам сбора предложений по данному проекту, не создаёт преференций при проведении конкурентных переговоров. Консультации являются добровольными и направлены на развитие инновационно-венчурной экосистемы. РВК оставляет за собой право провести оценку полученных предложений и заранее информирует участников процесса о том, что не все полученные рекомендации могут быть реализованы.



Место проведения: