Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

333 стартапа за 204 дня

28.06.2016
Источник: firrma.ru

Бизнес-ангел Александр Румянцев занялся венчурными инвестициями менее года назад. По просьбе Firrma он написал о своих впечатлениях относительно стартапов российского венчурного рынка.

О себе

На протяжении более 5 лет я специализировался на управлении ценными бумагами, основал компанию «Техкапитал», которая оказывает услуги физическим и юридическим лицам, осуществляющим свою деятельность на финансовых рынках. После трех лет руководства успешно продал свою долю. Больше полугода все мое внимание отдано венчурному рынку и стартапам. Вокруг себя мне удалось собрать людей с самыми широкими компетенциями, которые горячо поддерживают мои устремления.

204 дня назад я посмотрел первый стартап. Тогда мне довелось пообщаться с создателями генератора структурированной воды. Проект мне не подошел, но на этом не остановился и к настоящему моменту ознакомился c более чем с 333 проектами, среди которых нашлось достаточно много интересных. Результатом проделанной работы стали инвестиции в 5 стартапов. Переговоры ведутся еще с 3 проектами.

Просмотрев 333 стартапа, я понял несколько вещей:

1. Основатель должен любить свой проект, быть готовым к жертвам. Сейчас я рассматриваю один стартап для инвестирования — название пока не буду раскрывать. Как-то он проделал путь из Самары в Набережные Челны (550 км) автостопом, абсолютно без денег на дорогу, еду и проживание. Но он знал, что будет очередной отбор стартапов в ИТ-парке, где будут инвесторы и бизнес-ангелы. Это авантюризм, но для бизнесмена качество отнюдь неплохое. Успех идеи зависит от ее реализации. Вся эта авантюра — часть этой реализации.

2. Для себя я вывел формулу — если есть команда и проверенный mvp, оцениваю стоимость проекта минимум в 5 млн рублей. Но когда слышу от основателей цифры в 20-30 млн рублей, сразу появляется желание подарить им бессрочный абонемент в психдиспансер.

3. Проекту с оценкой 5 млн на стадии pre-seed достаточно получить от 500 тысяч до 1,5 млн рублей, чтобы показать рост в 6 раз. Я сфокусирован на ранних, самых тяжелых стадиях. Венчурные инвестиции — всегда рисковые. И, как правило, 70-80 процентов не принесут отдачи, зато оставшиеся 20-30 покроют все убытки. При этом у меня есть принцип — не заходить в проект больше, чем на 10 процентов. У основателя в доле должно быть не менее 60 процентов. Иначе пропадает мотивация развивать продукт.

4. Финансовая модель стартапа должна показывать 10-кратный рост в течение 3 лет, обязательно наличие MVP, два основателя в команде (100% вовлеченные в проект), оформленное юридическое лицо, наличие продаж.

О стартапах в регионах

Последние полгода стараюсь посещать крупные стартап-мероприятия в регионах и наблюдаю много похожих решений, созданных как под копирку. В процентном соотношении их можно распределить следующим образом: SaaS-стартапы — 40% hardware-стартапы — 20% социальные медиа — 15% электронная коммерция — 10% образование — 5% финансы — 5% реклама, логистика, медицина — по 3% роботы, игры — по 2% Но часть из них инвестиционно не привлекательны, так как инвесторы, в том числе и я, обращают внимание на стартапы, у которых помимо идеи есть внятная концепция развития, понимание своего продукта и рынка и сплоченная команда.

Во всех городах, где я побывал, заметил достаточно высокую конкуренцию среди стартаперов с адекватными идеями и адекватными командами. Это говорит о том, что в России в правильном направлении формируется российскаястартап-сцена: it-предприниматели в регионах научились выявлять перспективные направления для создания новых проектов, исходя из желаний и потребностей рынка. Много интересных проектов в Уфе, Красноярске, Челябинске, Набережных Челнах, Казани и др. Большой минус некоторых регионов в том, что не выстроена правильная инфраструктура для развития стартапов.

О трендах

Я слежу за мировыми и российским трендами IT-индустрии. Что касается нашей страны, то отмечу 3 аспекта: 1) сильная государственная поддержка, благодаря которой на рынке много стартапов.

2) Треть проектов — это маркетплейс, реклама и лидогенерация. Не советую создавать новый стартап в этой области из-за большой конкуренции.

3) Очень мало проектов, связанных с экологией. Я как бизнес-ангел, ориентируясь на рекомендации Билла Гейтса, готов инвестировать в проекты, связанные с экологией.

Еще одно мое наблюдение — все больше инвесторов отдают предпочтение не интернет-компаниям потребительского сегмента (B2C), а стартапам, предоставляющим программное обеспечение и сервисы B2B-сектору. Это еще не тренд, но программа импортозамещения начинает влиять на интересы венчурного рынка.

О главном — об ошибках

За полгода работы моя команда вывела определенную статистику основных ошибок, которые чаще всего допускают стартапы (что-то из того, что будет написано ниже, я озвучивал выше): 1. Клиентская лирика. Нам присылают, фактически, коммерческие предложения с описанием преимуществ продукта. Они упакованы в 15 слайдов, каждый из которых несут call to action «купить». Но инвестор — не покупатель. Он смотрит, в первую очередь, на цифры — модель монетизации и рынок. Отсутствие или очень скудные расчеты — это нам ни к чему. Основатели акцентируют внимание на замечательной идее, но не могут четко показать, как же она будет монетизироваться.

2. Чтобы рассматривать проект как объект инвестирования инвестору важно понимать свою потенциальную экономическую выгоду. Невозможно произвести такую предварительную оценку, если сами основатели плавают в вопросах прогнозирования и отсутствует финансовая модель развития. В 90 процентах презентациях встречается слишком большое упрощение и укрупнение статей. Например: «ну, на зарплату будем тратить тысяч 50 в месяц» — без конкретики. Или «наш оборот будет такой-то», но при этом отсутствует расчет, показывающий сходимость юнит-экономики. Это говорит о том, что серьезно расчетами никто не занимался.

3. Показан слишком короткий период прогнозирования — несколько месяцев, полгода: «Нам сейчас нужно на разработку 300 тысяч, а что дальше — видно будет». Венчурный рынок — вполне конретная сфера, а какие-то паранормальные формы восприятия — это уже из другой сферы.

4. Секретные материалы. Вообще, очень странно получать на почту презентации, где нет информации по цифрам. При попытке узнать необходимые расчеты, основатели проектов замыкаются и не решаются раскрыть коммерческие данные. Это не по адресу.

5. Орфографический словарь вместо инвестиции. Да, иногда просто хочется взять и подарить словарь некоторым основателям.

6. Средняя продолжительность презентации — 3 минуты. За это время можно показать 10 слайдов и подробно остановиться лишь на трех — финансы, команда, конкуренты. Больше не надо.

7. Из крайности в крайность — финмодели стартапов либо очень слабо проработаны, нереалистичные; либо подробные, хорошо структурированные и оформленные расчеты. Из общей массы проектов только порядка 10% предоставляют годные расчеты.


Место проведения: