Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Герман Каплун о перспективных технологиях и о будущем российского венчура

25.01.2016
Источник: firrma.ru

Герман Каплун, управляющий партнер фонда TMT Investments, сделал прогноз на 2016 год и рассказал о перспективных технологиях.

Важные итоги года для вас лично?

Переориентация компаний с показателей роста на показатели прибыли. То, что многие наши портфельные компании смогли привлечь деньги и подошли к сложным временам, которые мы видим сейчас с большим запасом денег.

Ваш прогноз на 2016 год?

Будет меньше денег на российском рынке. Еще больше проектов переедет за границу, не найдя у нас возможностей для роста. И надеясь, что там им повезет больше. Такие инкубаторы как Ideal mashine будут помогать им в этом. Иностранные инкубаторы будут еще охотнее переманивать русские проекты. Не всем удастся построить бизнес за рубежом, кто-то просто осядет там, кто-то вернется, но я верю и по опыту знаю, что некоторым командам удастся стать звездами. И, их процент будет не такой уж маленький, выше, чем у большинства выходцев из других стран.

Мы в TMT Investments будем следить за теми, кто переедет в США, Европу или Израиль и поддержим самых талантливых из них.

Стратеги будут чувствовать себя хуже в условиях ограниченности денег. Из положительного, в такой ситуации должны активизироваться крупные Private Equity фонды. Они годами ждут хороших цен и сейчас наступает их время. Конечно, они будут инвестировать в то, что уже показало себя как бизнес, в средние и крупные компании, Но, я уже вижу первые признаки их активности и думаю, что в результате они могут оказаться одним из драйверов роста. Их на нашем рынке существует несколько десятков и у них достаточно много денег. Хотя мультипликаторы у них будут невысокие.

Новых проектов станет все-таки меньше. Но, и все технологическое – и компании и люди – все равно будут ощущать себя гораздо лучше, чем в других отраслях.

Самая удачная собственная сделка фонда 2015 года?

Из наших новых инвестиций, лучшая в 2015 году – Scentbird, компания продающая парфюм по подписке. За 15 долларов в месяц вы получите флакончик духов подобранный под ваш вкус, которого вам хватит на 30 дней. Проект вырос в 6 раз за период меньше года и продолжает расти. Отличная команда, четко понимающая как и что они делают. Отличный пример того, что россияне очень даже могут завоевывать себе место на западных рынках. Все основатели – выходцы из России, сумевшие обогнать американских конкурентов на американском рынке. У ребят куча планов, идей и я вижу как они удачно расширяют бизнес. Изначально это была просто подписка для женских духов. Потом добавили мужской парфюм и оказалось, что мужчины тоже хотят открывать для себя новые запахи. Сейчас добавилась возможность купить понравившийся запах или послать в подарок один из 350 видов духов. Практически каждые 2-3 месяца ребята делают новую услугу для своих клиентов. Считается, что удачные проекты те, которые сделаны с любовью. Scentbird точно делается с любовью.

Какие направления для инвестирования вы считаете перспективными в интервале 3, 5 и 10 лет, соответственно?

Финансовые технологии будут интересны еще очень долго. Ожидается, что использование наличных денег сократится в разы. Visa и Mastercard могут разориться. 90% современных банков умрут, но это будет долгий процесс, 10-20 лет. Google, Apple и Facebook попытаются подмять под себя рынок платежей. Но, финансы это огромный сектор, не только платежи, это еще и страховые компании, инвестиционные банки и фонды, коммерческие банки, пенсионные фонды и еще масса различных структур, конкуренция среди которых будет расти и чтобы выжить оставшимся игрокам нужно будет инвестировать в новые технологии. Спрос на них будет огромный.

Интернет вещей. Про это говорят давно, но вот с Apple watch это наконец начинается. Я думаю, что реальный рывок произойдет в течение 3 лет. Все устройства будут общаться со всеми.

Big data. Вечная тема. Теперь практически во всем. Все пытаются что-то оптимизировать и анализировать, чтобы повысить эффективность. Рекламные агенства, рекрутеры, сотовые компании, банки, е-commerce. У всех куча информации, а можно получить еще больше. Но теперь это стало модным и как бы понятным, как это делать. Мы слышим про использование big data как минимум в каждом втором нашем проекте.

Marketplace – думаю, что еще лет 5 это будет актуально. Просто, потом новым площадкам станет все тяжелее и тяжелее входить на этот рынок.

SaaS – все программные компании пытаются изменить бизнес модель. Большинство не хочет теперь разово продать продукт и больше не получать денег. Все хотят подписку или аренду. Это первый тренд. Второй в том, что раньше каждый хотел продукт под себя и готов был платить огромные деньги. Теперь, программинговые компании говорят с клиентами так, ты уверен что лучше заказать индивидуальную разработку за полмиллиона долларов или лучше подписаться на продукт, в котором будет только 85% желаемого функционала за 50 долларов в месяц? Плюс не придется ждать полгода разработки. Кроме того, вся поддержка не на клиенте, а на компании оказывающей услугу. Все больше клиентов соглашаются с тем, что при такой разнице в цене их устроит 85% удовлетворение их потребностей. Третий тренд здесь в том, что как правило такие решения написаны более современно, у них нет хвостов 10 летней разработки, они более легко модифицируемы, у разработчиков меньше команда, они имеют меньшую себестоимость и зачастую лучший маркетинг. Я думаю, что новые игроки будут активно расти еще минимум 5 лет, пока большинство из них не будет куплено лидерами рынка, а кто-то сам сможет им стать. Тренд не спадет и дальше, но непонятно будет ли появляться так же много новых игроков.

Рекламные технологии. 3 года. Сейчас adtech не в моде, все напуганы adblock и подобными системами. Кто-то опасается экономического кризиса, а реклама – отражение потребительского спроса. Но, я верю, что рынок с таким огромным числом игроков быстро найдет новые возможности для роста. Например, нативная реклама как метод борьбы с adblock. А когда рынок вернется к росту, тут же вернется и интерес инвесторов к рекламному рынку. Не бывает роста экономики, без роста рекламы. Если, конечно, это не военная экономика


Место проведения: