Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Как открыть стартап, не бросая обычную работу

18.01.2018
Источник: RusBase

Руководитель компании JofForm Айтекин Танк написал вдохновляющий текст о том, как следует работать над сторонним проектом своей мечты, не забывая при этом про основную работу. Публикуем перевод его заметки.

Была когда-то такая многопользовательская игра под названием Glitch. Она провалилась, и разработчики решили ее закрыть. Но затем они обратили внимание на внутреннюю чат-систему, которую они делали во время разработки игры. Система была немного неудобной, но рабочей. В итоге разработчики Glitch решили выпустить ее как самостоятельный продукт — так появился Slack и стал самым быстро набирающим популярность бизнес-приложением в истории.

Так случилось и с моим проектом. Я начал разрабатывать продукты еще в колледже. Это было моим хобби — тогда я работал программистом и выкраивал время, чтобы заниматься личными проектами. Бросить полноценную работу и полностью посвятить им свое время я смог только через пять лет.

Тогда, работая в комнате своего общежития без каких-либо инвестиций, я не мог представить, что одним из моих проектов, JotForm, будет пользоваться 3,2 миллиона человек, и им будут заниматься 100 сотрудников.

Сторонние проекты повышают креативность

Когда в Google ввели правило 20% (сотрудникам разрешили тратить 20% своего времени на сторонние проекты), работники компании стали проводить 80% рабочего времени более продуктивно.

Ведение бизнеса вызывает много стресса — вам нужно платить сотрудникам и усердно работать. Со сторонними проектами все обстоит иначе. Если такой проект провалится — никто не пострадает. Нет никакого стресса, и потому можно творить чудеса.

Даже гиганты бизнеса не отказываются от сторонних проектов — Disney экспериментирует с разработкой роботов, Tesla занялась энергетикой, а Amazon — продовольственными магазинами.

Вот что вам нужно, если вы мечтаете превратить ваш маленький сторонний проект в растущий или даже полноценный бизнес.

Найдите время

Нет, вы его никогда не найдете. У вас не будет долгих часов, в которые вас никто не будет беспокоить и вы сможете спокойно заняться проектов. Их не существует. Но вам они и не нужны. Сторонние проекты растут в кратких, но частых перерывах, которые вряд ли сильно скажутся на вашем рабочем дне.

Возьмем мою историю. Я сделал так, чтобы полноценная работа не мешала мне дорабатывать JotForm. Каждый день я вставал в шесть утра, отвечал на вопросы клиентов и ехал на «реальную работу».

У каждого бывает свободная минутка. Берегите это время, точно так же как другие важные для вас вещи. Не назначайте на него ничего лишнего. Но в то же время старайтесь не слишком сильно загонять себя в рамки дедлайнов. Сроки должны быть растяжимыми, а не ограничивающими.

Директор по маркетингу компании Buffer Кеван Ли знает, что сторонние проекты работаю по иному графику, а не с девяти до пяти. Они работают по своим правилам, одно из которых звучит так: пропускать дедлайны — это нормально.

Найдите актуальную проблему

Проблема необязательно должна быть сложной или удивительной. Взгляните на статистику сайта Product Hunt: самые востребованные идеи обычно довольно скромные.

Маленький сторонний проект Unsplash спас компанию Crew, когда у нее закончились деньги и не было клиентов.

Для начала попробуйте побывать в шкуре вашего клиента. Что его не устраивает? Что мешает и отнимает слишком много времени? Что для него слишком сложно? Нет, речь идет не об основе вашего бизнеса — с ней все должно быть в порядке. Ищите нечто новое, что может удивить и порадовать клиента.

Проект должен вас радовать

Вам нужно любить свое дело, иначе вы найдете тысячу причин, чтобы не тратить на него время. Скучные проекты не приносят радости. По словам бывшего дизайнера Spotify Тобиаса ван Шнайдера, сторонние проекты всегда должны быть «глупыми».

«Сторонний проект выстрелит, только если вы будете думать проще, менять свои взгляды и ошибаться. То есть не воспринимать его чересчур всерьез, — сказал он. — Когда вы относитесь к делу как к чему-то глупому, вам весело с ним работать и вы его не усложняете. Вас радуют разные виды успеха».

Так что превратите свой проект в дело, которое вам нравится. В конце концов, какое-то время единственное, что будет приносить вам ваш проект, — это радость и удовольствие.

Смиритесь с несовершенством

Итак, вы занялись делом, и оно вам нравится. Но вы чувствуете хаос. Вы не понимаете, куда все движется и какие-то вещи кажутся совершенно неправильными. Для стороннего проекта — это нормально.

Вы будете добиваться поставленных целей и оправдывать ожидания в остальной части своей жизни. В этой все иначе. Занимаясь сторонним проектом, вы будете с ним играть, пробовать разные методы и двигаться в непонятном направлении. Если вы будете стремиться поскорее добиться какой-то цели, то убьете вдохновение. Лучше всего относиться к стороннему проекту как к эксперименту.

Пол Джарвис, предприниматель и автор книги «Компания одного» объяснил это следующим образом:

«Эксперименты не «проваливаются» — они просто подтверждают или опровергают гипотезу. Так что сконцентрируйтесь на текущей задаче, а не на конечном результате».

Если вы основали стартап на собственные средства, то у вас есть полная свобода действий. Никакой инвестор не будет дышать вам в затылок.

Старайтесь мыслить амбициозно. В сторонних проектах что-то всегда идет не по плану, и потому они так увлекательны. Так что действуйте, не ожидая чего-либо конкретного, и смотрите, что произойдет. Что-нибудь всегда происходит.

Не бойтесь тратить время и усилия на то, что вам действительно интересно. Такое занятие не будет вас отвлекать или утомлять, наоборот, ваш проект придаст вам сил.

В худшем случае — он вам просто надоест. В лучшем — вы найдете дело всей своей жизни. В любом случае не стоит слишком переживать. В конце концов, это всего лишь сторонний проект.

Автор: Вероника Елкина


Место проведения: