Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Хватит думать о своих покупателях

20.12.2017
Источник: Firrma

1. Стартаперы часто говорят что-то вроде:

«Я сделаю вот это, и люди будут этим пользоваться, потому что...».

На месте троеточия идет пространное описание всех замечательных свойств, прелестей и «лучшестей», которыми будет обладать их продукт.

2. Чем чаще стартапер это повторяет, тем больше он в это верит. Он попадает в когнитивную ловушку, известную под названием «эффект ложного консенсуса» — люди склонны переоценивать количество людей, разделяющих их личные убеждения и пристрастия. Ловушка эта в какой-то момент захлопывается и полностью отрезает стартапера от реальности.

3. Чтобы вырваться из этой ловушки, лучше думать не о своих [потенциальных] покупателях, а о тех, кто не будет у вас покупать. Надо задаться вопросом:

«Люди не будут покупать у меня, потому что...». И на этом месте задуматься — а почему они не будут покупать? Почему не будут пользоваться подобными вещами вообще? Почему будут продолжать пользоваться чем-то другим, даже пусть оно и «хуже» с вашей точки зрения.

3. Только в этот момент мы сможем начать более трезво оценивать реальность и начать искать, чем мы на самом деле лучше, чем другие. И лучше ли вообще. И в чем эту «лучшесть» искать. Не с нашей точки зрения, а с точки зрения обычных людей, которым изначально на нас, в общем-то, плевать.

4. Если мы не можем найти ни одной причины, почему люди не будут у нас покупать — значит, мы залезли в ловушку ложного консенсуса слишком глубоко, и для того, чтобы из нее выбраться, нам надо предпринять более кардинальные меры.

Автор: Аркадий Морейнис


Место проведения: