Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Криптолихорадка: миллионы под честное слово

19.12.2017
Источник: Коммерсантъ.

Что такое ICO и стоит ли в этом участвовать

За три квартала года российские стартапы собрали $293 млн инвестиции в рамках ICO. Общий объем полученных в ходе ICO средств в 2017 году может составить $400-450 млн, свидетельствуют данные исследования «Сколково — венчурные инвестиции». Это в три с половиной раза больше, чем собрал весь венчурный рынок России за прошлый год ($126 млн). Можно ли верить криптобизнесменам, у которых зачастую, кроме идеи, ничего нет?

Инвестиции на три буквы

Initial coin offering — это такая форма привлечения инвестиции? в новые компании (как правило, из IT-сектора), при которой проекты выпускают собственную криптовалюту (токены), а инвесторы покупают ее или за реальные деньги, или за распространенные криптовалюты (bitcoin, ethereum). Началось это криптобезумие в 2013 году, когда стартап Mastercoin собрал $5 млн. В этом году, судя по всему, ICO переживает расцвет: по данным coinschedule.com, более 200 компаний по всему миру уже привлекли около $3 млрд. Некоторые из них (Filecoin, Tezos) смогли убедить инвесторов вложить в их идею по $200 млн и более. Так что же это — очередная пирамида, которая рано или поздно оставит в дураках своих вкладчиков, или новый инвестиционный инструмент?

Внешне это похоже на первичное размещение своих акций (или IPO), когда инвесторы также отдают реальные деньги за ценные бумаги компании. Или на привлечение средств от венчурных инвесторов — в обмен на долю в фирме. Однако при общей схожести процессов разница в частностях огромная. Начинающие бизнесмены, которые хотят привлечь средства от венчурных или инвестиционных фондов, должны с документами на руках (бизнес-план, отчеты аудиторской компании и прочее) доказать жизнеспособность своего бизнеса, полностью раскрыться перед будущими партнерами и показать работающий прототип. Чтобы привлечь деньги путем размещения своих акций на бирже, нужно и того больше — на это способны только уже состоявшиеся компании, соответствующие «лучшим практикам». Для проведения ICO сейчас нужен лишь бюджет на рекламу и команда увлеченных людей с ноутбуком.

«ICO можно назвать одной из форм краудфандинга, однако, в отличие от последнего, при первичном предложении большинство стартапов не выходят на какую-либо площадку, а собирают средства собственными силами», — считает управляющий партнер PFL Advisors Федор Наумов.

До последнего времени ICO делались «на коленке»: ребята на кухне импровизировали презентацию. По сути, это единственный документ (называется white paper), который предоставляется инвесторам от организаторов ICO. Затем им оставалось лишь собирать миллионы долларов. Еще весной в этой сфере творилась вакханалия — проекты привлекали деньги за считаные минуты. Так, в мае этого года команда, которая создает «инновационный браузер» Brave, провела одно из самых быстрых в истории ICO, за 30 секунд собрав $35 млн. А в апреле проект Gnosis осуществил еще один молниеносный сбор средств. За десять минут он получил сумму в криптовалюте, эквивалентную на тот момент $12,5 млн. Gnosis обещает создать платформу, с помощью которой любой сможет делать ставки на любые будущие события (исход спортивных соревнований, результаты выборов и многое другое).

Некоторые команды тратили на ICO значительно больше времени и средств, зато и сборы были выше. Так, например, Filecoin привлек $257 млн под обещание создать огромное децентрализованное хранилище данных. Команда разрабатывает компьютерное приложение, благодаря которому пользователи смогут хранить чужие данные, получая за это вознаграждение в валюте filecoins, которую, в свою очередь, можно будет обменять на биткойн или другие криптовалюты.

На другой проект — Tezos — криптоинвесторы со всего мира выложили в общей сложности $232 млн. Команда намерена создать альтернативу популярной платформе ethereum (с ее помощью сейчас проводится более половины ICO) и свой протокол (то есть программный код) для проведения ICO.

Как это делается

Схема проведения ICO в общем-то технически очень проста. Стартап, собирающийся выпустить инновационный продукт (лучше, если разработка будет использовать технологию блокчейн), выкладывает на своем сайте white paper (описание всех аспектов проекта) и запускает сбор средств. Инвестор, которого заинтересовала данная идея, посылает стартапу деньги (в традиционных валютах или в общеизвестных криптовалютах). В обмен он получает токены этого проекта — это единица учета, которая используется для представления цифрового баланса в некотором активе. Токены инвестор в будущем может обменять на какую-либо услугу компании, а может и продать в будущем на бирже или напрямую другому инвестору.

«Допустим, я хочу открыть магазин. Однако, кроме желания и команды, у меня практически ничего нет, — объясняет вице-президент Waves (компания предоставляет площадку для проведения ICO) Игорь Пугачевский. — С поставщиками еще не договорились, помещения тоже нет. Я иду в банк, и мне или отказывают, или предлагают кредит по высоким ставкам. Можно, конечно, обратиться к родственникам, но не факт, что они поверят в идею и дадут денег. Сейчас же я могу выпустить свою валюту (токены) и продать ее людям со всего мира. Если 10 тыс. человек скинутся по $100-200 — этого хватит на запуск любого магазина. В обмен я им обещаю или часть прибыли, или какие-то скидки на товары».

Компании, вышедшие на ICO, предлагают в обмен на деньги два типа «ценных бумаг». Это либо equity tokens — то есть фактически акции компании (они, правда, в отличие от обычных акций не дают права на участие в собрании акционеров и управлении компанией). Или utility tokens, которые гарантируют владельцу получение какой-то выгоды от компании в виде скидок или товаров.

Российский хайп

«Российские проекты привлекают на ICO в среднем от $5 млн. Надо отметить, что при получении венчурного финансирования проекту на ранней стадии такой объем средств привлечь сложно»,— говорит директор по развитию экосистемы «Сколково — венчурные инвестиции» Станислав Колесниченко.

Плюс ICO открывает для российских компаний международный рынок капитала, уточняет эксперт.

«Причины российского хайпа ICO — в недостаточной развитости венчурного рынка. Стартапы увидели возможность привлечения средств, тем более что инвесторы охотно дают деньги. За каждым третьим стартапом, вышедшим на ICO, стоят русские", — уверен вице-президент Waves Игорь Пугачевский. С другой стороны, это легкий способ почувствовать себя IT-инвестором. В ходе ICO можно купить токенов на сумму от нескольких долларов, переведя деньги со своей банковской карты. "Венчурное инвестирование стало доступно любой домохозяйке», — отмечает Игорь Пугачевский.

В мире сейчас нет единой позиции по вопросу ICO. В Китае, например, наложили запрет на такой способ привлечения средств. В Швейцарии и Сингапуре — фактически дали зеленый свет. США занимают умеренную позицию: каждый, кто хочет проводить ICO, должен доказать Комиссии по ценным бумагам (SEC), что выпускаемый токен не является ценной бумагой. В противном случае стартап должен выполнить достаточно жесткие требования по регулированию оборота ценных бумаг от SEC. Причем полномочия SEC распространяются далеко за границы США. Это значит, что под надзор комиссии попадают даже те ICO, в которые инвестировал хотя бы один американский гражданин. Поскольку это может быть любое размещение, теперь предприниматели делают все, чтобы SEC не признала токены ценной бумагой.

В России в этой сфере правовой вакуум. Не так давно президент Владимир Путин поручил правительству и Банку России к 1 июля 2018 года обеспечить законодательное регулирование ICO. Предполагается, что оно может происходить по аналогии с тем, как осуществляется первичное размещение ценных бумаг (то есть IPO). А это, конечно, ужесточит правила проведения ICO для российских проектов. Если у вас есть идея бизнеса и вы хотите успеть провести ICO до 1 июля, не торопитесь, будьте бдительны.

В исследовании «Сколково — венчурные инвестиции» к российскому рынку относятся любые проекты, которые имеют в составе основателей выходцев из России. Учитывались ICO, которые завершились в период с первого по третий квартал 2017 года. При переводе собранных криптосредств в доллары в исследовании берется цифра, указанная на специализированных сайтах и блогах компаний. В ином случае это делалось самостоятельно по курсу последнего дня ICO.

Эксперты подчеркивают, что компании не сразу обналичивают средства: высокая волатильность криптовалют могла сказаться на оценке количества собранных денег. Например, проект SONM, по данным исследования «Сколково — венчурные инвестиции», собрал $42 млн, по данным icowatch — $26 млн.

Просто, но дорого

Инвесторы наконец-то поняли, что около 90% ICO не принесут желаемой прибыли, и начинают внимательно изучать проекты, прежде чем отдавать им деньги. Кроме этого, правовой вакуум создает идеальные условия для мошенников, которые просто собирают деньги и исчезают. Поэтому провести ICO сейчас хоть и не так сложно, но достаточно дорого.

Прежде всего необходимо четко сформулировать бизнес-идею и определиться с формой выпускаемого токена (equity tokens или utility tokens). Сейчас немногие компании рискуют выпускать equity tokens, поскольку Комиссия по ценным бумагам США признает их ценными бумагами и требует строжайшей отчетности. Причем даже от компаний, которые не имеют никаких дел с США. Достаточно, чтобы хотя бы один гражданин США вложил в нее деньги. Поэтому многие или игнорируют эту опасность, или выпускают utility tokens.

Далее необходимо зарегистрировать компанию в дружелюбной юрисдикции, рассказывает Александр Ругаев из icopromo.com. Лучше всего для этих целей, на его взгляд, подходит Швейцария, которая фактически легализовала такую форму привлечения средств. Открытие и юридическое сопровождение компании в течение года будет стоить от $50 тыс. Затем, по словам эксперта, надо запустить масштабную PR-кампанию — проектов сейчас такое количество, что можно легко потеряться. Ежедневно на ICO выходит до 30 стартапов. Чтобы получить существенное количество средств, необходимо громко заявить о себе. Это значит, опубликовать статьи в западных изданиях — Forbes, coindesk.com, cointelegraph.com и других. PR-кампания идет от трех до шести месяцев, и на нее придется потратить от $25 тыс. в месяц. Далее следует купить рекламу в социальных сетях, форумах, чатах и профильных сайтах — это будет стоить от $100 тыс. до $500 тыс. в месяц. Кроме этого, стоит повстречаться с инвесторами «вживую», посетив крупнейшие блокчейн-тусовки. На конференции придется потратить от $10 тыс. до $200 тыс. Обязательно следует провести road show перед крупными инвестиционными фондами и попытаться создать хотя бы прототип своего продукта. Здесь затраты могут колебаться от нуля до $200 тыс. На самом деле для привлечения на ICO суммы в несколько миллионов долларов требуется потратить от $500 тыс. и минимум полгода времени, поясняет Александр Ругаев.

Отдельно надо заняться технической частью — то есть создать сайт, на который будут заходить люди, желающие отдать проекту деньги, и установить, какая платформа (то есть какой программный код) будет использована для проведения ICO (ethereum, waves или другой). И еще обязательно подумать о кибербезопасности, чтобы хакеры не украли собранные средства. Так произошло с проектом DAO (инвестиционный криптовалютный фонд), когда в июне прошлого года хакеры взломали код и украли $60 млн.

Несмотря на все эти проблемы, невзирая на отсутствие правового регулирования и гарантий сохранности средств, не принимая во внимание, что некоторые презентации проектов похожи на школьные сочинения, инвесторы отдают молодым предпринимателям миллионы долларов. Почему?

Можно ли заработать на ICO?

Шансы получить прибыль от вложения в ICO сопоставимы с игрой в лотерею. Девять из десяти стартапов потерпят неудачу, рассказывает вице-президент по продуктам Waves Игорь Пугачевский.

«Здесь такие же правила, как на венчурном рынке. Только теперь для выбора проекта не надо ехать в Кремниевую долину», — говорит эксперт.

Достаточно зайти на сайт smithandcrown.com или icoalert.com и выбрать идею на свой вкус. Затем остается надеяться, что именно ваш проект окажется удачным и принесет сотни процентов прибыли. Такие проекты действительно есть. Один из хрестоматийных примеров — ICO криптовалютного проекта Ethereum, проведенное командой предпринимателей во главе с Виталием Бутериным в 2014 году. В ходе размещения была выпущена одна из самых популярных криптовалют ethereum («эфиры»). Стоимость «эфиров» во время размещения составляла $0,3-$0,4, через год поднялась до $20, на конец ноября 2017 года она составляет почти $400. Другой похожий пример — ICO проекта Waves, который, так же как и Ethereum, предоставляет предпринимателям платформу (то есть, по сути, программный код) для технического обеспечения размещения. Цена валюты Waves в июне прошлого года составляла $1,3. Сейчас она поднялась почти до $6. На некоторых ICO инвесторы зарабатывали баснословные прибыли. Это, например, проект, Spectrocoin, разрабатывающий различные сервисы для держателей криптовалют. В момент размещения (ноябрь 2017 года) один токен стоил $0,001. Затем его цена поднялась до $0,15, обеспечив доходность в несколько тысяч процентов годовых.

Тем не менее таких удачных примеров немного. А мошенников на этом рынке куда больше, чем на каком-то другом.

«Сейчас эта сфера плохо структурирована юридически и обязанности компаний по отношению к инвесторам юридически плохо закреплены. Поэтому консервативным и осторожным инвесторам мы бы вообще не советовали рассматривать такой вид вложений и подождать, когда будут установлены четкие правила игры», — говорит директор по развитию экосистемы «Сколково — венчурные инвестиции» Станислав Колесниченко.

Что делать тем, кто ждать не хочет? Вот несколько универсальных правил отбора проектов для своего портфеля. Во-первых, необходимо внимательно изучить презентацию проекта, сайт компании и white paper. Здесь необходимо обратить внимание, насколько подробно расписан проект и каким языком создатели описывают свою разработку. Минимум информации и громкие заявления («Мы создадим альтернативу Facebook на базе блокчейна») должны насторожить инвестора. Не стоит верить компаниям, которые в описании продукта и команды ограничиваются двумя страницами текста и общими формулировками. Затем стоит изучить команду проекта и посмотреть, где эти люди работали ранее и какими они могут похвастаться достижениями. Надо также понять, насколько быстро может быть реализован проект, и сторониться разработок, которые обещают какие-то масштабные преобразования во всем мире (вроде изменения климата). Нелишним будем по мере возможностей запросить экспертизу у людей, которые разбираются в данной области. Если все эти стадии успешно пройдены, можно попробовать отдать небольшое количество средств нескольким стартапам. А потом верить в удачу и быть готовым потерять свои деньги.

Автор: Алексей Савкин


Место проведения: