Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Зачем технические стартапы нужны промышленным гигантам?

14.07.2017
Источник: Комсомольская правда

Что делать, когда есть гениальная идея? Как воплотить ее в жизнь, где найти финансы и можно ли ее продать? Ответ на все эти вопросы знают люди, которых сейчас называют модным словом «стартапер». Своими секретами они поделились с «Комсомолкой»

Ученый идет от идеи. Стартапер — от рынка

В Екатеринбурге уже восьмой год подряд проходит главная промышленная выставка страны — ИННОПРОМ. Ежегодно в ней участвуют промышленные гиганты, передовики производства, ученые и политики со всего мира. Можно встретить на выставке и людей, которые объединяют в себе опыт предпринимателей, инженеров и финансистов. Сегодня их принято называть стартаперы.

Выйти на рынок со своей сложной технической разработкой, если нет больших денег или связей практически нереально. Слишком большой разрыв между разработчиком и директором предприятия. А стартаперы помогают двигать бизнес-идеи, производственные разработки в правильном направлении и к нужным людям. Они чувствуют возможный спрос и на свой страх и риск создают ультрасовременные продукты. Правильные «стартаперы»  — это серийные технологические предприниматели, стоящие за «конвейером инноваций», по которому движутся новые бизнесы.

Так, например, ученый из Самары Виталий Краснов придумал, как удешевить производство бетона, сохраняя при этом его качество. Нужно заменить часть цемента модификатором. Прочность бетона не падает, а стоимость готового изделия уменьшается. Увы, разработку пришлось убрать в долгий ящик, — предприятия просили провести опытно-промышленные испытания, сертифицировать продукт, а это деньги — и не малые. Их у простого научного сотрудника не оказалось. Ценную идею пришлось бы так и оставить на бумаге, если бы не самарский нанотехнологический центр.

— Мы нашли потенциального заказчика — это крупное предприятие, которое строит малоэтажное жилье в Самаре. Договорились с ними об испытаниях, привлекли инвесторов, — делится опытом инвестиционный менеджер наноцентра Владимир Земцов. — В итоге, мы сейчас испытываем бетон, который выдерживает нагрузку даже выше, чем по ГОСТУ (44-48 мегаПаскаль на кубометр, — Ред.), а стоит он дешевле на 15%, и делается из золы с Рефтинской ГРЭС, которая считается отходом производства. А если добавить в наш комплексный модификатор химические и минеральные добавки, то бетон получится сверхпрочный!

Разумеется, возникает вопрос, почему бы промышленным гигантам самим не создавать и применять такие изобретения?

— Гиганты медленно принимают решения. Пока они сами создадут продукт, начнут проводить его тесты, может появиться импортный аналог или рынок повернется в другую сторону. Придется фиксировать убытки, — утверждает Владимир Земцов. — А если и сам бетон не подойдет по качеству, то пиши пропало. Стартапы в этом смысле гораздо мобильнее, они лучше чувствуют изменения рынка, знают целевую аудиторию идеи. В нашем случае дешевый бетон как раз нужен был строителям. Они его получили.

600 стартапов в 15 центрах

Чем больше стартапов, сосредоточенных на решении конкретных бизнес-задач, тем удобнее будет работать промышленникам. Фонд инфраструктурных и образовательных программ (входит в группу РОСНАНО) построил в 9 разных регионах страны сеть из 15 современных наноцентров. В них уже создано около 600 стартапов.

— В Екатеринбург мы привезли как готовые продукты, так и разработки, — рассказывает руководитель дирекции популяризации Фонда Сергей Филиппов, — Композитные дорожные плиты, системы армирования мостов, базальтопластиковая арматура, светодиодные светильники — это уже продукты, а есть и разработки. Например, в самарском университете создали простой триботехнический комплекс для лабораторных исследований трения металлов при больших скоростях и температурах. С помощью маленькой съемной насадки, которая подходит на любой станок, можно тестировать совместимость металлов и подбирать оптимальные смазки. Рассчитываем, что из этого решения можно вырастить конкурентоспособный стартап.

Стартапы уже давно часть промышленности

На «Иннопроме» активно велась дискуссия, готовы ли российские крупные компании покупать стартапы. Звучали опасения, что для капитанов отечественной промышленности стартапы слишком мелки и от них мало пользы. Но далеко не все разделяют эту точку зрения. Крупные промышленники готовы принимать инновации, сделанные на стороне, в жизнь заводов.

«Сегодня стартапы — это уже не научно-техническая деятельность молодежи, а серьезная часть индустриального ландшафта. По моей оценке, более половины научно-технического задела крупных корпораций сегодня берется из стартапов, — утверждает Михаил Лифшиц, директор по развитию высокотехнологичных активов Группы компаний «Ренова». — Это уже не сугубо венчурная история, а серьезная часть промышленного сегмента. И мы всегда внимательно мониторим рынок, быстро подхватывая интересные решения».


Место проведения: