Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Технология это иголка в яйце. Эксперт по венчурным инвестициям Людмила Голубкова о создании российских брендов

17.05.2017
Источник: Karavan.tver.ru

В 2017 году в России состоялось первое в Рунете реалити-шоу «Битва технологий», героями которого стали авторы инновационных бизнес-идей в области программно-аппаратного обеспечения — «железа». Пожалуй, впервые в рамках развлекательного жанра были подняты серьезные вопросы не только разработки технологий, но и выстраивания маркетинговой стратегии продукта, привлечения внимания массовой аудитории и инвесторов. Инициатором создания «Битвы технологий» выступили краудфандинговая платформа Planeta.ru и инвестиционная площадка EVA Invest в партнерстве с РВК. О проекте и о проблемах российского инновационного бизнеса мы поговорили с экспертом по венчурным инвестициям, сооснователем EVA Invest Людмилой Голубковой.

Важны не предметы, а данные

— Людмила, как возникла идея провести «Битву технологий»?

— Хардверные проекты в России страдают от недофинансирования, есть определенная сложность в получении начальных инвестиций от бизнес-ангелов, которые оказываются более благосклонны к софту. Возможно, проблема в том числе и в том, что основатели бизнес-идей не всегда могут объяснить, что собой представляет будущий продукт. Мы решили заполнить этот разрыв между разработкой и будущим продуктом с помощью реалити-шоу, на котором проекты проходят первичную коммерциализацию, основатели осваивают маркетинг, новые формы финансирования. Краудфандинг оказывается удачным способом коммерциализации там, где есть продукт для массового рынка.

— Расскажите о нескольких проектах, отмеченных экспертным жюри. В чем их особенность?

— Всего для участия были отобраны 10 проектов, и они все очень разные, рассчитанные на разные потребительские сегменты.

Например, проект электромотора Una-Wheel, который можно присоединить к любой инвалидной коляске. Изобретение было сделано, можно сказать, случайно — к основателям малого конструкторского бюро, которое занимается электрическим транспортом, присоединился человек на инвалидной коляске. Теперь он входит в команду и занимается продвижением продукта. Una-Wheel — это пример спин-оффа конструкторского бюро, то есть «отщепления» разработки и вывода ее на рынок в виде отдельного продукта. Вообще, в России много инженерных школ и талантливых людей, но со спин-оффами просто беда.

Другой интересный проект — конструктор для детей «Лайфтроник», принципиально отличающийся от «Лего» тем, что он позволяет работать с любыми материалами и использовать детали, изготовленные самостоятельно на 3D-принтере. Контроллер полностью Arduino-совместимый и отличается большой вариативностью — сложность работы можно постоянно наращивать по мере взросления школьников. По сути, создатели «Лайфтроника» продают не конструктор, а образовательную методику, и успех проекта зависит от социальных связей с центрами детского технического творчества и взаимодействия с системой образования.

— Экспертное жюри также отметило проект автоматизированной кормушки для домашних животных «Анимо», благодаря которой питомца можно оставить надолго одного и не беспокоиться, что он будет страдать от голода или переест.

— Но таких проектов много на детских выставках…

— Дело не столько в самой разработке, хотя и в ней есть уникальное инновационное решение — усовершенствованный дозатор не позволяет корму застревать, есть возможность установить оптимальный режим кормления… Главное в том, что у автора разработки есть понимание: важны не предметы, а данные. Предметы сами по себе становятся поставщиками данных, определенных паттернов поведения, которые можно превращать в предсказательные модели.

Инновации нужно коммерциализировать

— Вы часто подчеркиваете, что технология сама по себе не самое главное…

— Если проследить развитие коммерциализации производства, то проделан большой путь начиная от ремесленного труда, где вовсе не нужен был никакой маркетинг, и продолжая массовым производством, где он стал играть важную роль… Однако сейчас массовое производство ушло в прошлое — внимание сосредоточено на таких нематериальных объектах, как бренд, сервис, различные способы коммуникации… Нельзя сказать, что технология не важна — она как иголка в яйце, а яйцо, если вы помните сказку, в утке, утка в зайце, заяц в сундуке… Технология всего лишь иголка, но без нее все это также невозможно.

Согласитесь, одно дело — задешево продать иголку или позволить кому-то ее украсть, и совсем другое — обернуть технологию в слои: продуктовые, маркетинговые, коммуникационные… Проблема в том, что иголки у нас по-прежнему делают стальные или даже золотые, а оболочек нет.

— Почему так происходит?

— В России не выстроен процесс вывода инновации на рынки венчурного капитала. Мы в самом начале цепочки создания стоимости не только продукта, но и компании. Попасть на радары крупных инвесторов очень сложно.

Я могу сравнить с Израилем: там все хорошо обстоит с изготовлением продукта, но маркетинг происходит в США.

В России отсутствует «пайплайн» — труба, ведущая проект к созданию стоимости. Представьте, что мы делаем водопровод. У нас есть инженерные сети под домом, но они ни к чему не подсоединены, в результате из крана вода не течет. То же самое и в российской инновационной экономике — есть инженерные школы, вузы, государственные фонды и институты развития, а полноценной инновационной экосистемы нет.

Сейчас мы вместе с инвестиционной компанией Starta Capital, где я являюсь управляющим партнером, пытаемся сделать первый участок трубы, которая бы вела от разработки к созданию ликвидной компании на самом раннем этапе. Задача скромная, но безумно сложная. Мы стараемся подвести эту трубу к зарубежным фондам следующего за нами уровня, так называемого «раунда А», и поэтому мой коллега Алексей Гирин был вынужден переехать в Нью-Йорк. К сожалению, приходится констатировать: в Америке нас, россиян, никто не ждет…

— Каковы перспективы, что в России появятся собственные бренды, которые смогут конкурировать с иностранными?

— Когда говорят, что в России нет рынка инноваций — это ерунда, всего лишь идеологическая конструкция. Напротив, у нас в стране огромное количество рыночных ниш, которые не могут закрыть иностранные компании по той причине, что у них нет, например, таких проблем, как холодный климат, огромные расстояния, разбросанное по территории, сокращающееся население и так далее. Мы обладаем большим натурным полигоном — Арктикой, где люди тоже должны жить по-человечески. В России огромный рынок! Нужно только ставить инженерам задачи.

На базе имеющихся производств и конструкторских бюро могут появляться малые технологические предприятия — спин-оффы. Многие продукты могут быть созданы только в России в силу традиций нашей ментальности и традиций инженерной школы. За примерами далеко ходить не нужно: представленный на «Битве технологий» конструктор «Лайфтроник» соответствует именно российским принципам выходить за рамки шаблонов и творить.

Автор: Дмитрий Кочетков


Место проведения: