Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Венчурные помощники


Инновация есть боевая единица экономики. У какой экономики таких единиц больше, та и больше растет

Аккумуляторами инновационных идей в современном обществе служат стартапы. Как превратить запасы идей в развивающиеся бизнесы? Об этом «ЭТ» побеседовал с заместителем генерального директора  — директором по развитию Российской венчурной компании Гульнарой Биккуловой.

— Чем конкретно РВК может помочь российским стартапам?

— Считается, что у нас культура предпринимательс тва не укоренена в традициях. В отличие, например, от США. Поэтому первостепенная задача, которая стоит перед РВК, — формирование предпринимательс кой культуры. Надо сказать, что в технологической сфере, где мы работаем, менять стереотипы сознания гораздо проще. Ведь высокотехнологич ные продукты создаются особыми людьми, выбравшими для себя не очень тривиальный для нашего общества путь предпринимательс тва, что связано с готовностью рисковать, брать на себя ответственность, делать бизнес на идее, которая многим кажется фантастикой. Наша основная целевая аудитория — это инженеры, ученые, аспиранты, студенты… Однако эти люди изначально могут быть далеки от коммерческих вопросов. Мы мотивируем их на создание собственного бизнеса, рассказываем об успешных примерах. Мы делаем с ними первые шаги — то есть, помогаем им понять, кому их идея может пригодиться и как ее монетизировать. РВК через свои программы поддержки может помочь в создании бизнес-плана или сопроводить команду стартапа до первого клиента, чтобы основатели смогли убедиться: для их идеи есть рынок. Некоторые полагают, что продается все. А это далеко не так.

Мы работаем в рамках трех основных направлений. Первое из них инвестиционное. РВК — это государственный фонд фондов, который активно инвестирует в высокотехнологич еские наукоемкие проекты. Второе направление — развитие венчурной отрасли в России. И третье — исполнение функций проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ).

Наши фонды создаются совместно с партнерами — коммерческими организациями, заинтересованным и в инвестировании в технологические проекты. На сегодня у нас 21 фонд. Через них более 190 проектов были одобрены к инвестированию. Собственно, РВК в 2006 году создавалась ради этой деятельности. Но проектов для инвестиций тогда практически не было, и партнеров для фондов найти было очень сложно. Крупные компании еще не осознавали, зачем им нужно вкладываться в развитие рискованных начинаний. Пришло понимание, что нужно создавать благоприятную среду для появления новых прорывных проектов. Так родилось второе направление деятельности РВК — связанное с развитием инновационной экосистемы.

За прошедшее с момента создания РВК время в России появилось большое число инвесторов. Нужно понимать, что жизненный цикл стартапа состоит из разных этапов: появление идеи, создание команды, регистрация компании, создание прототипа, первые продажи и так далее. Это так называемые предпосевная, посевная и венчурная стадии. Так вот, на каждой из этих стадий нужен свой инвестор. Например, когда у стартапа есть только идея и бизнес-план, он может получить государственный грант. Далее, когда самая опасная стадия позади, проект поддерживают так называемые бизнес-ангелы. Это состоятельные люди, которые дают проекту не только деньги, но и экспертизу. На посевной стадии в дело вступают уже венчурные фонды. Для того чтобы вся эта воронка работала, мы постоянно находимся в поиске новых стартапов. Чем больше хороших стартапов появляется в нашей стране, тем больше выбор у инвестора.

— Есть ли у вас какой-нибудь предварительный отбор проектов?

— У нашего института развития небольшая команда — чуть больше ста человек, поэтому работать со всеми мы физически не можем. Для этой цели у РВК в каждом регионе есть партнеры. Их несколько сотен. Например, в РТ это Инвестиционно-ве нчурный фонд или ваш IT-парк, но, разумеется, есть и другие организации. В Татарстане их много, потому что регион очень активен с точки зрения поиска и внедрения инноваций.

Вместе с региональными партнерами мы создаем стартап-школы. Туда мы приглашаем разработчиков — потенциальных предпринимателей — для обучения основам ведения бизнеса. Там же основатели стартапов могут получить обратную связь, ценные советы по своим проектам от экспертов.

РВК помогает региональным партнерам делать эту работу эффективнее. Мы можем предоставить федеральных экспертов для консультации, если это необходимо, а также помогаем финансово. Но что касается региональной специфики, в этом наши партнеры более компетентны — они знают научный потенциал своего региона. Им проще дойти до конкретного человека.

Вот уже несколько лет мы собираем стартапы через масштабный федеральный стартап-акселера тор GenerationS. Одним из мотивов создания такого проекта стало того, что огромное число региональных стартапов оказываются незамеченными столичными инвесторами, даже несмотря на регулярно проводимые в отдельных городах стартап-форумы. Венчурному рынку нужен был агрегатор идей, который выведет на федеральный уровень наиболее сильные технологические и наукоемкие проекты. При этом просто сделать базу таких проектов было недостаточно. Были примеры, когда инвесторы не могли договориться с основателями стартапов просто потому что они говорили на разных языках. Необходимо было выступить посредником между начинающими предпринимателям и и крупными заказчиками и инвесторами, чтобы обучить их взаимовыгодному сотрудничеству.

При определении принципов работы GenerationS РВК идет от запросов потенциальных инвесторов и заказчиков. Уже два года мы работаем как корпоративный акселератор. Мы ищем проекты, которые уже изначально востребованы потенциальными партнерами. и такой подход дает свои плоды. Так, например, в GenerationS появилось биотехнологическ ое направление, которое с каждым годом набирает все больше проектов.

Ежегодно в GenerationS мы работаем с дюжиной корпораций-партн еров, которые формируют нам заказ на проекты определенных направлений. После того, как мы набираем пул проектов (например, в этом году их более четырех тысяч), начинается поэтапная экспертиза. По ее итогам несколько сотен команд совсем «юных» проектов будут изучать основы ведения бизнеса и дорабатывать свой стартап до следующей стадии развития. Основатели более зрелых проектов будут отобраны в корпоративные акселераторы — эту возможность получат около 200 команд. Там они начинают работать непосредственно с экспертами корпораций. Дорабатывают совместно продукт и технологию, адаптируют ее под потребности потенциальных партнеров, изучают тонкости сотрудничества с большими компаниями. Недавно мы провели оценку развития выпускников GenerationS — около 200 стартапов, которые в разное время принимали участие в акселераторе. Объем инвестиций в стартапы составил 1,13 млрд рублей, суммарная оценка бизнеса — 2,2 млрд рублей. 69 стартапов реализуют совместные проекты с более 20 российскими и международными компаниями, включая НПО «Сатурн», ГК «Мортон», ГК «Эфко», Ростелеком, МТС, Красцветмет и другие. Сотовый оператор МТС нашел через нас несколько стартапов, которые аккумулировал в новые сервисы, ставшие частью их продуктовой линейки. Один из наших партнеров нашел производителей кондиционеров, совместно с которым они строят завод по данной технологии, чтобы продавать оборудование за пределами нашей страны.

— Сколько всего таких акселераторов есть у РВК?

— В прошлом году мы запустили семь акселераторов. В этом году их стало уже восемь. Первый трек называется AgroBioTech&Food — он объединит проекты в области высоких технологий повышения эффективности сельского хозяйства, создания «новой пищи», биотехнологий по переработке сырья, селекции, точного земледелия, персонализирован ного производства.

Второе направление — CreativeIndustri es. Это самый крупный акселератор для креативных предпринимателей в России. CreativeIndustri es собирает различные направления бизнеса, чтобы открыть новые возможности для развития креативного предпринимательс тва, увеличить долю компаний с высокой нематериальной стоимостью и инновационной составляющей в сегменте творчества.

Третий наш трек — Finance&BankingTechnolog ies — появился впервые только в этом году. Мы реализуем его при поддержке российского мегарегулятора — Банка России. Он объединит проекты в области финансовых технологий, сервисов и электронной коммерции.

Четвертое направление мы назвали LifeScience . Оно непосредственно связано с биомедициной. Это трек для команд, занимающихся разработкой новых лекарственных препаратов, диагностических систем, изделий медицинского назначения, доказательной медицины, а также M-Health — технологий, связанных с мониторингом здоровья человека.

Пятый трек — Mining&Metals . Он объединяет широкий спектр технологий аффинажа, обработки драгоценных металлов, алмазодобычи и умные инвестиции от мировых лидеров отрасли - ОАО «Красцветмет» и АК «АЛРОСА». Это компании из традиционно сложных и закрытых для стартапов направлений. В GenerationS они предлагают проектам из металлургии, алмазодобычи и смежных отраслей представить свои технологии и получить возможность доработки, внедрения, построения совместного бизнеса, привлечения инвестиций или продажи технологии. Отдельного внимания будут удостоены технические решения в области энергоэффективно сти, экологии, промышленной безопасности, моделирования технологических процессов на металлургических и горнодобывающих производствах.

Шестой трек — Power&Energy — ориентирован на сферу энергетики. Он охватывает глобальные тренды на мировом рынке, например, SmartGrid.

SmartCity — так называется наш седьмой трек. По названию понятно, что речь идет о поиске решений в области умных технологий для жизни в городе. Перспективные проекты получат шанс бизнес-партнерст ва с одним из крупнейших девелоперов России — группой компаний «МОРТОН».

И, наконец, последнее, восьмое направление называется TechNet . В рамках него мы ищем проекты в сфере передовых производственных технологий.

— Как выбираются направления?

— Обычно мы выбираем направления следующим образом: бросаем клич корпорациям — кто хотел бы поучаствовать, быть партнером? В этом году мы получили более 30 таких заявок. Из них мы сформировали эти восемь направлений.

Проблема в том, что все эти направления сегодня не очень популярны. Наши венчурные инвесторы предпочитают инвестировать в очередную интернет-разработку — интернет-магазин , агрегатор скидок и т. д. Но эту тенденцию можно и нужно переломить.

Процесс сбора заявок занимает обычно до полугода. Команда GenerationS ездит по технопаркам, университетам, бизнес-инкубатор ам, отбирает проекты, помогает им заполнять заявки… В каких-то случаях самих авторов идей нужно убедить, что их разработки интересны крупным компаниям. За полтора осенних месяца мы проехали 30 регионов. В общем, это большая и трудная работа. Ее результат — в 2016 году мы собрали 4237 заявок. Каждый год через программы развития РВК проходит примерно 5000-6000 стартапов, несколько сотен инвесторов и несколько десятков корпораций.

— А как быть с проектами, востребованность которых не очевидна? Ведь среди них тоже могут попасться прорывные?

— Во-первых, у каждой крупной компании есть отдельные сотрудники, которые, если так можно выразиться, прогнозируют будущее. Компании должны понимать, в каком направлении будет развиваться рынок. Так разрабатываются стратегии на 10-15 лет. Обычно эта работа трансформируется в новые продукты. У некоторых компаний проходят консультативные советы, на которые могут приходить создатели стартапов, которые желают сотрудничать с корпорациями. Там и отбирается все необычное, оригинальное, в чем корпоративный топ-менеджмент видит хоть какое-то «зерно».

Таким образом собирается информация о перспективах развития той или иной отрасли. На сайтах компаний можно прочесть, какие продукты или услуги они планируют выпустить на рынок. Начинающим предпринимателям надо учиться встраиваться в эти тенденции, понимать, как их разработку можно привязать к планам корпораций. По сути, через GenerationS мы «кристаллизуем» запросы крупных российских предприятий.

Во-вторых, есть проекты, которые могут показаться безумными, потому что рынок пока не готов к ним, и здесь требуется оценить свои ресурсы и понять, насколько целесообразно выходить на него с таким продуктом. А нередко бывает, что люди придумывают и пытаются продать проект, который уже реализован. Но, к сожалению, уникальные идеи — это редкость. Поэтому автору таких идей надо уметь самому проверять свою идею на жизнеспособность . Возможно, придется подкорректироват ь ее с учетом требований рынка. При этом наши ученые зачастую не мыслят бизнес-категория ми. Им сложно сделать конкурентный анализ, разработать бизнес-план, «упаковать» свою идею для продажи инвестору. В этом деле надо обязательно выходить из своей зоны комфорта.

— Попадаются ли проекты, которые способны конкурировать на глобальных рынках?

— Упомянутый выше мониторинг стартапов GenerationS показал, что более 70 наших команд успешно работают на зарубежных рынках, 25 проектов продолжили развитие в иностранных акселераторах. При этом у общего числа опрошенных более 200 контрагентов по всему миру. Наши проекты занимают первые места на международных конкурсах, способны привлекать иностранных инвесторов, чаще всего, за счет профессионализма и креативности команд.

В раках направления TechNet мы сотрудничаем с НПО «Сатурн». Эта компания входит в Объединенную двигателестроите льную корпорацию. На их предприятии в Рыбинске делают авиадвигатели, в том числе, и для Аэробусов и Боингов. Им нужны стартапы, связанные с аддитивными технологиями — 3 D-печать, новые материалы. Также им интересны системы управления предприятиями, связанные с робототехникой. И в прошлом году они собрали в рамках нашего акселератора достаточно большое количество неплохих проектов — и в этом вернулись за новыми.

— Вопрос может показаться наивным, и все же… К кому стартаперам идти за деньгами?

— В институты развития своего региона. Они есть повсюду. Однако следует учесть одну немаловажную вещь: инвестор дает деньги не на голую идею, инвестируют обычно в сильную команду. Уникальных идей, повторюсь, очень и очень мало. Но если за идеей стоят по-настоящему амбициозные и целеустремленные ребята, это здорово увеличивает шансы проекта быть проинвестированным.

— Что тормозит развитие высокотехнологичных проектов в нашей стране?

— Менталитет. Россия — страна большого бизнеса. Большинство родителей желают своему чаду найти престижную работу в офисе, с хорошей зарплатой. Редкая мама поощрит желание своего ребенка организовать стартап, не спать годами, пробивать лбом стенку, во всем себе отказывать в надежде на то, что через два-три-пять лет эта идея выстрелит.

В Калифорнии, например, ситуация иная. Только малая часть студентов, учащихся в американских университетах, — примерно 1% — займутся фундаментальной наукой. Еще 10% нацелены на будущую работу в корпорациях. А остальные рассматривают в качестве основной карьеры возможность создать стартап. Уже с первого курса они ищут интересные идеи, смотрят, к какой команде можно подключиться.

В Москве ситуация стала меняться несколько лет назад. Появилось огромное количество мероприятий для начинающих предпринимателей . Однако качественных стартапов не так много. Думаю, это вопрос времени. Будем создавать стартапы, учиться на своих ошибках — и количество успешных бизнесов станет расти.



Место проведения: