Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Эксперты представили проект второго Национального доклада об инновациях в России

Эксперты представили проект второго Национального доклада об инновациях в России

Инновационная среда в России за последнее время улучшилась, однако роста инновационной активности пока не наблюдается. Ключевым источником инноваций должен стать крупный бизнес, а для управления изменениями в инновационной сфере необходимо создать проектный офис. Об этом говорится в подготовленном Минэкономразвития и Российской венчурной компанией (РВК) под эгидой Открытого правительства проекте Национального доклада о развитии инноваций в России — 2016, который был представлен 26 октября на форуме «Открытые инновации». Первый такой доклад был подготовлен в 2015 году по поручению Председателя Правительства Дмитрия Медведева, в нём была дана оценка текущему состоянию российской инновационной сферы и предложена повестка на будущее.

Задача Национального доклада об инновациях в России — 2016 — перейти от общих рекомендаций по приоритетам инновационной политики, сформулированных в докладе прошлого года, к разработке конкретных мер, способных ускорить технологическое развитие страны.

Основным посылом доклада является необходимость комплексного подхода к созданию инновационной системы и учёта всех взаимосвязанных факторов инновационного процесса, отметил в ходе презентации врио генерального директора Российской венчурной компании Евгений Кузнецов. Без этой взаимосвязи не работает система в целом, эффективность отдельных элементов не проявляется. Основная задача этого года, по его словам, — это фокусировка на тех измеримых показателях развития инновационной системы, которые позволят получить практический результат в короткие сроки. Для развития инноваций мог бы быть применён подход, который позволил России за 5 лет подняться более чем на 60 позиций в рейтинге Doing Business. Такого результата удалось добиться за счёт определения конечного набора параметров и показателей, пояснил Евгений Кузнецов.

Один из ключевых выводов доклада — необходимость значительно более интенсивного, чем это было до сих пор, привлечения крупной российской индустрии к взаимодействию с инновационным сегментом. Барьер между большими компаниями и стартап-средой в России достаточно глубок и формирует ситуацию, которую мы назвали разомкнутым инновационным циклом. Российский стартап не может найти себе применение в закупках крупных компаний и начинает продавать продукцию в другие страны», — сказал врио РВК.

За 2015–2016 годы также улучшились позиции России в рейтингах Global Innovation Index (рост с 48-го до 43-го места) и Global Competitiveness Index (с 45-го до 43-го места), также наблюдается сокращение отставания России от стран — лидеров инноваций по 12 из 41 показателя, рост государственного спроса на инновационную продукцию, рост расходов на НИОКР в бюджетном секторе. Поступления от экспорта технологий выросли в 2015 году на 29%, разрыв с другими странами по такому показателю, как исследовательская кооперация, сократился в 2016 году на 28% по отношению к 2015-му. В то же время патентная активность и количество инновационных компаний снижаются. Количество заявок на получение патентов за рубежом резко упало в 2014 году из-за девальвации рубля, но восстановилось в 2015 году до прежнего уровня.

Инновационная среда стала лучше, те серьёзные усилия, которые были сделаны РВК, Правительством по созданию институтов, по запуску стартапов, венчурному финансированию, — все эти усилия постепенно дают результат. Заметны улучшения, особенно в части институтов, уровня развития кластеров, количества учеников на одного преподавателя. Но в результатах у нас прогресс слабый — его нет или он отрицательный. Прогресса в инновациях, который мы измеряем патентами, нет. Улучшения в части экспорта есть, но они очень незначительные, по патентам прогресса нет. Таким образом, взрывного роста инноваций пока нет», — отметил старший партнёр и управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко.

До недавнего времени инновационная политика, по его словам, мало фокусировалась на инновационных компаниях, а изменения фундаментальной науки и образования ориентированы на долгую перспективу и дают отложенный результат. Сфокусировать главный удар эксперты предлагают на корпоративном канале создания инноваций и определить области, по которым отставание России от других стран наиболее велико. Так, например, по показателям высокотехнологичного экспорта Россия отстаёт от США и Китая в 20–50 раз, по количеству патентов — в 37 раз, по соотношению частных и бюджетных НИОКР — в 7 раз, по количеству инновационных стартапов — в 7 раз.

Инновационная активность российских крупных компаний пока слаба, между тем инновации — единственный для многих путь вернуть утраченные конкурентные позиции, отметил Владислав Бутенко.

Решение глобальных проблем лежит на микроуровне, на уровне корпораций, согласен замглавы Минэкономразвития Олег Фомичёв. Всё зависит от стимулов внутри компаний и обеспечения их конкурентоспособности.

Сейчас у компаний появляются стимулы к тому, чтобы стать более инновационными, одновременно резко ухудшился доступ к финансированию, то есть к ресурсам для того, чтобы повышать свою конкурентоспособность и становиться более инновационными. При этом у крупной компании всегда такая логика: принесите нам инновации, если нам понравится, мы их внедрим. Это не инновационность. Инновационность — это когда компания вынуждена сама искать и разрабатывать», — считает он.

Для руководства крупных компаний эксперты предлагают создавать долгосрочную мотивацию, в том числе за счёт внедрения опционных программ и программы резерва управленческих кадров с фокусом на инновации. Кроме того, эксперты предлагают разработать пакет адресных мер поддержки высокотехнологичного экспорта; составить перечень передовых технологических стандартов; стимулировать локализацию НИОКР международных компаний и увеличение иностранных инвестиций в производителей компонентов; внести изменения в законодательство в части администрирования и использования господдержки НИОКР, а также в методику оценки реализации программ инновационного развития компаний, придав больший вес программам долгосрочного сотрудничества с инновационными поставщиками.

Важно говорить не только о государственных, но и о частных компаниях. Мы "перезагрузили" программы инновационного развития, ввели КПЭ инновационного развития, выполнение которых влияет на вознаграждение менеджмента. Но принципиально важно на следующем этапе добавить долгосрочную мотивацию менеджмента. Частные компании находятся в конкурентной среде и вынуждены вступать на путь инновационного развития, здесь тоже нужна поддержка. Мы находимся в диалоге с Минфином, и вышли на хорошее решение с точки зрения упрощения администрирования льготы на НИОКР. Благодаря этому льготой будут пользоваться больше компаний», — отметила член Экспертного совета при Правительстве Екатерина Шапочка.

Она также сообщила, что Открытое правительство ведёт работу с рядом ведущих вузов и РВК по подготовке программы развития технологического предпринимательства, которая будет направлена на корректировку базовых разрывов в части инновационного развития.

Эксперты предложили ряд ключевых показателей эффективности, которые, с одной стороны, соответствуют основным «узким местам» инновационной системы, а с другой — контролируемы, измеримы и устойчивы к манипуляциям. Предложенные экспертами 10 КПЭ «критического пути» инновационной системы измеримы и ими невозможно манипулировать. Это такие показатели, как экспорт инновационной продукции, производство инновационной продукции, общее количество инновационных компаний, объём венчурных инвестиций, спрос на готовые технологии, общее количество патентов и заявок на них, качество и количество исследований. Их предлагается измерять ежегодно, отслеживать и вводить ответственность за их достижение.

Для управления этими изменениями предлагается создать проектный офис, подчиняющийся Премьер-министру, по такому пути уже пошли многие страны. От создания отдельного министерства инноваций при этом решено отказаться. Экспертный совет при Правительстве ещё в январе этого года предложил Дмитрию Медведеву новую модель управления инновациями, предполагающую создание проектного офиса, напомнила Екатерина Шапочка. Эта идея была поддержана, но она до сих пор не реализована. Она выразила надежду, что представленный доклад даст новые аргументы в пользу создания такого проектного офиса, и диалог возобновится.

Строить инновационную систему необходимо не только на федеральном, но и на региональном уровне, считают участники обсуждения. В докладе, по их мнению, следует дополнительно осветить вопросы соответствующей работы с регионами, а не только с корпорациями.

Проект Национального доклада — 2016 будет обсуждаться с экспертным сообществом, после чего документ будет внесён в Правительство РФ.


Место проведения: