Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Акселерация для корпорации

12.10.2016
Акселерация для корпорации

В конце октября в Москве в очередной раз пройдет форум «Открытые инновации». Несмотря на то что мероприятие это с успехом проводится не первый год, а тема инноваций уже не первый год активно присутствует в информационном поле, термин «открытые инновации», а главное — его практическое применение, до сих пор остается terra incognita. В том числе и для профессионалов из бизнеса, науки и даже для высокотехнологичной предпринимательской среды.

Так что же это за концепция и как она влияет на финансовые показатели компаний?

Появление модели «открытых инноваций» стало ответом на изменение подхода крупного бизнеса к исследованиям и разработкам из-за роста конкуренции. Если раньше инновации создавались, что называется, in-house, то есть силами внутренних подразделений компаний, то со временем требования к скорости вывода новых продуктов на рынок возросли. Корпорации стали активно выходить за «периметр» собственной корпоративной структуры в поисках новых идей под конкретную задачу и команд для доработки собственных идей до прототипов и готовых продуктов.

Модель «открытых инноваций» может применяться в компаниях с использованием разнообразной палитры инструментов — корпоративных венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, технопарков. Одно из самых доступных ее воплощений — так называемые корпоративные акселераторы. Акселерация призвана помочь в сжатые сроки протестировать технологию «извне», доработать ее до нужной стадии и интегрировать уже в производственную цепочку компании.

Классическая программа корпоративного акселератора включает в себя образовательные мероприятия, на которых стартапы интенсивно работают с менторами, получают практические навыки доработки идеи до готового продукта и доступ к инфраструктуре компании и первичным инвестициям. Сотрудничество компании со стартапами, доказавшими в результате акселерации жизнеспособность своих идей, реализуется по одному из типовых сценариев: выкуп доли в стартапе, интеграция команды стартапа в бизнес-структуру либо запуск совместного проекта.

В мире корпоративные акселераторы начали активно развиваться с 2010 года, сейчас их используют более 70 компаний. Это не только международные корпорации из сферы IT и FMCG (товары повседневного спроса), но и промышленные гиганты масштаба Airbus, Boeing, E. On. В нашей стране корпоративные акселераторы только начинают появляться, но бизнес в них заинтересован и положительно оценивает их перспективы. Ведь формат корпоративного акселератора относительно экономичен как в плане денег, так и в плане времени. Проекты акселератора развиваются в логике grow fast or fail fast, что позволяет уже в трех-шестимесячной перспективе понять, какая из идей точно «выстрелит», а какая не принесет результата. Ориентировочный бюджет на запуск акселератора составляет от 12 до 32 млн рублей, а в дальнейшем инвестиции могут окупиться многократно. Поскольку формат не предполагает серьезных капитальных вложений, он удобен и с точки зрения экспериментов компаний с моделью «открытых инноваций». Программу акселерации достаточно легко создать и свернуть, если избранный подход к управлению бизнесом не подошел.

При этом бизнес также должен быть готов быстро внедрить полученные в ходе акселерационной программы разработки. Для этого необходим серьезный предварительный аудит производственных, финансовых и юридических аспектов. Поэтому наиболее простым шагом при запуске собственного корпоративного акселератора становится партнерство с уже существующими на рынке игроками, у которых есть экспертиза и пул проектов. В качестве примера приведу кейс крупнейшего в России государственного федерального акселератора GenerationS, который Российская венчурная компания (РВК) проводит с 2013 года. В рамках этого акселератора создана платформа самостоятельных отраслевых программ для корпоративных партнеров, работающих в сфере энергетики, сельского хозяйства, строительства, фармацевтики, промышленного производства.

Перспективные технологии для своих рынков в рамках акселератора ищут крупные российские компании и организации. Можно выделить три основных преимущества, за счет которых корпоративные акселераторы позволяют повысить конкурентоспособность бизнеса. Во-первых, акселераторы выполняют роль «технологического радара». С их помощью компании могут быстро найти новые идеи и команду на внешнем рынке под конкретную задачу. Акселератор также позволяет отслеживать технологии, которые могут «выстрелить» в трех-пятилетней перспективе.

Во-вторых, акселераторы становятся катализатором инновационных разработок. Они позволяют существенно быстрее «докручивать» внутренние идеи компании до готовых прототипов, а также обучить сотрудников работе с инновационными проектами. Важно, что это удается сделать не только в компаниях сферы IT — традиционном оазисе инноваций, но и в промышленных холдингах. Например, в российских акселерационных программах активно участвует один из крупнейших производителей двигателей для гражданской и военной авиации.

В-третьих, акселераторы позволяют бизнесу расширять свою продуктовую линейку и клиентскую базу. Компании заинтересованы в работе с теми стартапами, которые создают продукты на их технологической платформе.

Какие барьеры существуют пока в России на этом пути?

Основным барьером для развития корпоративной акселерации можно считать недооценку потенциала сотрудничества и со стороны бизнеса, и со стороны самих стартапов.

Стартапы, например, нередко уверены, что сотрудничество с крупным бизнесом чревато лишь бюрократической волокитой и неоправданным затягиванием сроков проекта. Корпорации часто не рассматривают стартапы как эффективную возможность обеспечить конкурентные преимущества для своего бизнеса на среднесрочном и долгосрочном горизонтах.

Для сближения двух «полюсов» нужно развивать инновационную экосистему, в рамках которой корпорации и стартапы будут учиться доверять друг другу и выстраивать взаимовыгодное сотрудничество.

Автор — директор по развитию — заместитель генерального директора РВК


Место проведения: