Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Невыездные

12.09.2016
Источник: Российская Газета

Какие кадры для экономики будут востребованы через 20 лет

Робот-экскурсовод Алантим с легкостью нашел общий язык с юными посетителями выставки в Москве.
Фото: Михаил Почуев/ ТАСС

Креативность, способность к сотрудничеству, самоорганизация — наиболее важные навыки будущих специалистов, востребованных на рынке труда. Именно за эти компетенции проголосовало в ходе интерактивного опроса большинство участников «круглого стола» «Человеческий капитал. Как растить кадры для экономики 2025+», который прошел на одной из площадок Форума стратегических инициатив. Эксперты и чиновники пытались также выяснить, как сделать так, чтобы из хорошей школы выпускники потом не уезжали за границу.

Какими компетенциями должны обладать специалисты через 15-20 лет? По мнению президента Института развития имени Г.П. Щедровицкого Петра Щедровицкого, на самом деле 20 лет — это короткий срок для человеческой капитализации.

 — Кадровый потенциал 2035 года — сегодняшние первоклассники, — считает профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша. — А это значит, что ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас.

По его мнению, главный на сегодня вызов — это разрыв между запросом и возможностями, а нынешняя система образования не обеспечивает формирование важных компетенций, так как экосистема для них еще не сложилась. Ответ на вопрос, что нужно сделать, Павел Лукша видит в поиске новых организационных форм образования, которые должны сшиваться в единую систему подготовки кадров.

Из хорошей школы выпускники потом уезжают за границу

Новое — это хорошо забытое старое. Так считает руководитель рабочей группы Национальной технологической инициативы (НТИ) по кружковому движению Дмитрий Земцов, который уверен, что работа в кружках объединяет талантливых детей за работой над важным проектом. Такие нужные навыки, как «уметь делать творческие задачи, доделывать дело до конца», помогает потом человеку в его взрослой жизни.

Именно этому учат ребят, которые занимаются в технических кружках, — рассказал Дмитрий Земцов. — Сегодня около 100 тысяч детей, вовлеченных в кружковое движение, объединяются в инженерные команды.

По его словам, от взрослых требуется понимание и материальная поддержка, но главное — не мешать.

Директор направления «Социальные проекты» АСИ Светлана Чупшева считает все же семью важным институтом воспитания:

Настаиваю на том, что родителей нужно включать в образование, чтобы вместе формировать программы и понимать, что происходит с ребенком в школе.

Более того, она уверена, что необходимо создавать родительские сообщества. Директор школы AYB School Арам Пахчанян констатирует, что сегодня государство переложило заказчика услуг образования на родителей. Но есть проблема и с образованием самих родителей, считают эксперты. Далеко не все и не везде они продвинутые и технически подкованные. Оказывается, по мнению Исака Фрумина, есть целые регионы, где обучение не выдерживает никакой критики, и к 2030 году можем получить анклавы архаического уровня образования.

Что именно, какой базовый уровень образования будет необходим специалистам через 20 лет, не знают пока даже ни лидеры, ни эксперты. Их мнения разделились. По мнению Павла Лукши, среди компетенций для высокотехнологических секторов необходимы будут знания иностранных языков (минимум два), специальные предметные знания о технологии.

Другие же эксперты уверены, что через 20 лет в цене будут общечеловеческие ценности, основным капиталом человека станут чувство благодарности, доверие. Все остальное сделают роботы, уверен Арам Пахчанян.

В свою очередь, врио генерального директора «РВК»Евгений Кузнецов считает, что через 20 лет востребованным станет эффект мультиличности, умение быть гибким, быстро использовать чужие знания, решения и уметь моментально конспирировать. По его мнению, эксперты в классическом понимании должны исчезнуть, таким образом, новое образование должно войти в старые организационные формы. Еще он делает ставку на таланты и предлагает разрабатывать технологии максимального выявления одаренных детей на более ранних стадиях. Но и сегодня существуют гимназии, лицеи, элитные школы, где учатся такие дети.

Евгений Кремер из университетской школы МГПУ, послушав выступающих на «круглом столе», написал на своей страничке в соцсетях:

многое из сказанного экспертами сильно напоминает старое: и профориентация, и работа в команде, и проекты, и учись учиться. Как же так — в будущее да с такими позавчерашними представлениями? А где новые идеи, подходы, концепты?

Прямая речь

Любовь Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты:
 — Сейчас взят курс на тесное взаимодействие с работодателями. Государство разработало систему профстандартов, запущена навигационная система взаимодействия с работодателями. Но не все отрасли готовы откликнуться. К примеру, фармацевтика, легкая промышленность слабо реагируют на новые меры госполитики, считая, что самостоятельно могут все отрегулировать. Считаю, что на рынке должно быть более оперативное реагирование на потребности работодателей, чтобы они меньше тратили времени и средств на доучивание молодых специалистов.

Вскоре заработает независимая оценка квалификации специалистов, которая позволит человеку получить профессиональное свидетельство и найти работу, не имея специального образования.


Место проведения: