Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

«Важно, чтобы бизнес был заказчиком разработки технологий»

Что сейчас в повестке дня рабочей группы Национальной технологической инициативы (НТИ) Аэронет, STRF.ru рассказал её соруководитель, генеральный директор ЗАО «Центр передачи технологий» Сергей Жуков.

kjfdghfd.jpg

Сергей Жуков: «Федеральные органы власти начинают разворачиваться в сторону НТИ». Фото: журнал «Вестник ГЛОНАСС»

На минувшей неделе прошёл Форум стратегических инициатив. На что Вы обратили внимание коллег как участник дискуссии «Новые технологии — новые рынки»?

— Я сказал: важно, чтобы бизнес был заказчиком разработки технологий и, соответственно, чтобы рабочие группы НТИ проявили в этом активность, а, возможно, и в постановке задач для прикладных научных исследований.

Можете пояснить это на примере рабочей группы Аэронет?

— У нашей рабочей группы есть свой актуальный «темник», по которому мы движемся, стараясь комплексно заниматься развитием технологий. Если рассматривать беспилотную авиационную систему (БАС) как транспортную, встаёт ряд задач, которые, в свою очередь, распадаются на запросы по технологиям. Технологические запросы к разработчикам можно разделить на несколько блоков. Первый блок — создание аппаратов вертикального или укороченного взлёта и посадки, что крайне важно для необитаемых мест или территорий с деградирующей аэродромной сетью. Здесь интересна, например, интеграция планера и силовой установки, которая обеспечила бы характеристики по дальности, скорости полёта, расходу топлива для беспилотных авиационных систем вертикального взлёта и посадки не хуже, чем у аппаратов для аэродромного базирования со стандартными аэродинамическими схемами.

Второй блок — это скоростные беспилотные авиационные системы лёгкого, среднего и тяжёлого класса, имеющие радиус полёта от 400 до 1,5 тысяч километров (в том числе аэродромного базирования). Тут интересны и вопросы аэродинамики, и движители, и генераторы энергии.

Третий блок — грузовые транспортно-логистические системы. Это могут быть модульные системы как не контейнерной, так и контейнерной доставки грузов. Причём контейнеры разных типов: вентилируемые, невентилируемые, стандартные и нестандартные, с грузоподъёмностью от 500 килограмм до 200 тонн.

Технологии для перечисленных систем разнятся. Это новые аэродинамические схемы, различные способы расположения перевозимых грузов, запуск с разгонщика, если говорить об авиационно-космических системах. Это компонентная база, бортовое оборудование, радиоэлектронное обеспечение, всевозможные сенсоры, робототехника. Это системы посадки — гидравлические, с обратной связью, которые могут обучаться, компенсировать качку, что обеспечивает посадку на суда и взлёт с них. Это телекоммуникации и системы навигации, и многое другое.

Кто в рамках вашей рабочей группы выступает заказчиком технологий?

— Сегодня мы плотно сотрудничаем в основном с малыми и средними предприятиями. Среди последних отмечу казанское ОКБ Симонова. Это, пожалуй, единственное в стране предприятие авиапрома, которое ещё со времён СССР специализировалось исключительно на беспилотной тематике, в том числе, для целей обороны. Сейчас там задумана и разрабатывается БАС гражданского применения тяжёлого класса. Она будет способна работать как в Арктическом регионе, так и в жарких странах.

ОКБ Симонова является не только заказчиком, но и постановщиком задач для учёных и технологов, скажем, для Инжинирингового центра «КАИ-композит» Казанского национального исследовательского технологического университета.

А вот другой пример — группа компаний «Геоскан», которая в числе прочих направлений деятельности занимается поиском полезных ископаемых методами аэромониторинга и в этом направлении решает исследовательские задачи силами собственных разработчиков. В «Геоскане» есть аэромагнитометр собственной разработки. Предполагаю, что на следующем этапе, когда коллеги станут масштабировать свой бизнес, у них может появиться потребность в привлечении исследователей со стороны.

Взаимодействует ли Аэронет с другими рабочими группами НТИ?

— Да, с группой Технет, руководителем которой является проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей Боровков. С его заместителем по группе, директором по инновационному развитию НПО «Сатурн» Дмитрием Ивановым мы прорабатываем возможности заказа «нашими» участниками рынка беспилотников или комплектующих с конкретными конструкторско-технологическими параметрами. К примеру, возможно требование аддитивного формообразования интегрированной конструкции, когда крыло становится радиотехническим «глазом», или когда ребро жёсткости может быть антенной. Вероятны заказы на изделия «северного исполнения», способные устойчиво работать при температурах -40 — -60 градусов Цельсия, заказы на высокоэффективные системы электропитания и прочее.

Каково Ваше впечатление от дискуссии?

— Для меня эта дискуссия стала продолжением обсуждения путей взаимодействия участников рынков Национальной технологической инициативы с государством. На сегодняшний день здесь не всё гладко, но федеральные органы власти начинают разворачиваться в сторону НТИ. Один из позитивных примеров состоит в том, что

рабочей группе Аэронет удалось добиться внесения изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации, которые отменяют обязательную сертификацию беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой менее 30 килограммов, а также внесения других правил, облегчающих развитие бизнеса.

Лично для меня это стало примером эффективной совместной работы технологических предпринимателей с коллегами из Минпромторга и Минтранса России, других ведомств, а также с законодателями.

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков, в числе прочего, говорил о силе сетевого взаимодействия, обратив внимание на такую ключевую характеристику НТИ, как скорость принятия решений, а, значит, и скорость развития. Состоялся полезный обмен мнениями между руководителями рабочих групп НТИ и представителями органов власти. Так, соруководитель рабочей группы Нейронет Андрей Иващенко сделал акцент на патентовании разработок, которым исследователи озабочены куда меньше, чем индексом Хирша. А ведь по числу патентов Россия сильно отстаёт не только от других стран, но и от ряда крупных иностранных компаний. Возможно, ситуация изменится с созданием IP-акселератора РВК, в котором и мы намерены участвовать.

Заместитель министра образования и науки Александр Повалко назвал НТИ «раздражителем», благодаря которому стороны учатся слышать друг друга и взаимодействовать. Также он сообщил о том, что

Минобрнауки объявит в августе конкурс для отбора пула университетов по координации деятельности с НТИ и выделению центров НТИ.

Это будет весьма полезно с учётом того, что НТИ — один из инструментов реализации Стратегии научно-технологического развития России.


Место проведения: