Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Игорь Агамирзян: о любимых граблях, «газелях» и нужности господдержки

11.04.2016
Источник: Экспир

580a8423d1fd4cb4988f6fb0f688eaee.jpg

Более чем на треть увеличилась за прошлый год выручка технологических «газелей» — компаний-участниц рейтинга «ТехУспех». В пересчете на одну компанию средний объем выручки составил порядка 1,6 млрд. рублей. И это в условиях кризиса, который заставляет многих горестно вздыхать и сворачивать деятельность. Что помогает лидерам «ТехУспеха» не только оставаться на плаву в кризис, но и наращивать мощности? Что поможет «газелям» выйти в «единороги»? Своим мнением по этим и другим вопросам с «Экспиром» поделился один из отцов-основателей «ТехУспеха» генеральный директор РВК Игорь Агамирзян.

Игорь Агамирзян
— Изначально национальный рейтинг «ТехУспех» задумывался как инструмент позиционирования на рынке наиболее успешных компаний и повышения узнаваемости их брендов. Но за время своего существования он значительно эволюционировал. Сейчас «ТехУспех» — это еще и индикатор развития инновационного бизнеса в стране: отражение трендов и реального положения компаний на рынке. Есть масса рейтингов, в которых из года в год участвуют одни и те же компании, но это никак не отражает, к примеру, динамику роста их бизнеса. А лидеры «ТехУспеха» даже в периоды общего торможения в традиционных секторах экономики демонстрировали ежегодный рост выручки в среднем на 25-30%. Совершенно очевидно, что в период кризиса единственной альтернативой развития экономики в России является ставка на технологии и на те компании, которые научились превращать их в устойчивое развитие, создавать новые рабочие места. Именно такие компании могут стать не только драйверами развития инновационной российской экономики, но и активными участниками конструирования стратегии технологического лидерства нашей страны на глобальном рынке.

— А что помогает компаниям среднего бизнеса не только выживать, но и успешно развиваться в условиях кризиса?

Игорь Агамирзян
— Прежде всего экспортоориентированность. Она чрезвычайна важна для экономики в целом, в том числе для программ импортозамещения. Основополагающий принцип поддержки импортозамещения: только наличие экспорта гарантирует качество того, чем можно замещать импорт. Это очень важная тема. Речь не просто об экономической диверсификации, но и об обеспечении гарантий конкурентоспособности. Кстати, размер экспортной выручки у компаний среднего бизнеса — один из важных критериев для участников «ТехУспеха». Кризис кризисом, а в реальности оказывается, что такие компании, как правило, не теряют, а выигрывают в это время. Так, падение курса отечественной валюты привело многих из них к росту рублевых оборотов.

— Все ли компании способны на взять курс на экспорт?

Игорь Агамирзян
— Не все. Но для компаний среднего бизнеса характерна стадия, когда требуется диверсифицировать портфель своих предложений. Как правило, диверсификация идет через формирование новых предложений, ориентированных на глобальный рынок. Включая, естественно, и российский, но не ограничиваясь им. Знаю ряд примеров, когда компании, которые начинались исключительно как российские производители или даже как российские сервисные компании, в процессе своего развития успешно выходили на глобальные рынки через предложение какого-то конкретного продукта.

— Приведете пример?

Игорь Агамирзян
— Довольно типичный путь в этом направлении демонстрирует группа компаний «Ай-Ти», которая начиналась, как сугубо российская смешанная продуктово-сервисная компания, в 90-е специализировалась по ЛВС, кабельным сетям для предприятий, а потом у нее появился целый класс продуктов, ориентированных на внутренний рынок. В последние годы она активно развивает экспортное направление в области программного обеспечения.

— Насколько важна для успешного развития технологических «газелей» господдержка?

Игорь Агамирзян
— Если компания много думает о господдержке, скорее всего у нее нет и не будет рыночных перспектив. Здесь очень важно знать меру. Слишком много господдержки — на самом деле плохо. Бизнес должен существовать и развиваться в конкурентной среде, ориентироваться на зарабатывание денег. Если для него основным источником зарабатывания денег становятся программы господдержки, а такие прецеденты известны, этот бизнес не может существовать. Для стартапов естественной формой финансирования являются гранты на исследования или инвестиции фондов и прочие инструменты поддержки. Для компаний среднего бизнеса намного важней наличие доступного кредитного ресурса. А для технологических компаний — наличие кредитного ресурса долгового финансирования на приемлемых условиях. И это не только низкий процент, но и специальные условия беззалоговости.

— Какие из ее инструментов особо привлекательны для предприятий среднего бизнеса?

Игорь Агамирзян
— Согласно данным аналитического исследования, составленного на основе опроса лидеров «ТехУспеха», господдержка коренным образом ускорила развитие компании в 17% случаев ее получения. 33% от числа тех, кто когда-либо получал господдержку, отметили что она коренным образом ускорила развитие компании.

Среди форм поддержки, которые так или иначе связаны со стимулированием экспортной деятельности, компании отметили льготные кредиты экспортных поставок из средств группы ВЭБа; предоставление госгарантий по экспортным кредитам; страхование экспортных кредитов и рисков под эгидой государства; использование специальных таможенных постов для оформления экспорта/импорта инновационной продукции.

Оценивая перспективность тех или иных форм господдержки (в случае ее получения в ближайшие 3 года), которые могли бы серьезно ускорить развитие компании, чаще всего упоминалась возможность получения льготных кредитов (38%). Это естественно для крепко стоящих на ногах средних компаний, которые в состоянии расти не на основе безвозвратного финансирования от государства, а за счет использования кредитов и займов. Вместе с тем в условиях ужесточения кредитной политики со стороны банков и высоких процентных ставок компании рассчитывают на получение от государства помощи в получении «длинных» (на несколько лет) проектных (не под залог, а под проект) дешевых (на уровне кредитов, получаемых их конкурентами за рубежом) кредитов.

На втором месте идут гранты на выполнение НИОКР (32%). Если для реализации своих производственных проектов компании еще могут рассчитывать на кредитные деньги, то для разработки принципиально новой продукции и технологий они сегодня могут рассчитывать только на собственную прибыль. Российские банки в обозримое время вряд ли готовы рассматривать кредиты на инновационные проекты с большой долей НИОКР.

Но идеи и планы новых разработок все еще имеются в запасе у многих компаний. Потому получение от государства грантов на выполнение НИОКР (пусть даже на условиях софинансирования со стороны самих компаний) могло бы серьезно ускорить их рост и вывести его новый уровень. К сожалению, сегодня средним технологическим компаниям крайне сложно участвовать в получении финансирования, которое регулярно распределяют не только Минобрнауки, но и другие госструктуры.

На третье место вышли запросы, связанные с возможностью участвовать в государственных программах и закупках, в том числе в закупках компаний с государственным участием (25%). Субсидиями в разных формах готовы воспользоваться 23% компаний. Вопросы поддержки экспорта и улучшения работы таможни волнуют 21%.

— В каких шагах со стороны государства заинтересованы компании среднего бизнеса?

Игорь Агамирзян
— Для государства самое важное — не мешать такого рода компаниям, создавать им условия для самостоятельного роста и развития, а не дополнительные барьеры. Например, подобный тому, о котором сейчас идут горячие споры в Госдуме: речь о НДС для разработчиков ПО. Вроде бы это делается для того, чтобы поставить российские компании в более равные условия с зарубежными. Но борясь с одним, в результате больно ударяют по другому. В данном случае в первую очередь могут сильно пострадать российские компании-разработчики среднего бизнеса.

— Чего особенно ждет средний бизнес от государства?

Игорь Агамирзян
— Не хочется говорить в данном случае о тривиальных вещах типа инвестиционного климата и пр. На мой взгляд, важнейшим принципом для развития таких компаний являются достаточно долгосрочные, не изменяющиеся правила игры. Если уж договорились (например), что с программного обеспечения НДС не берется, так давайте и не брать. Лет 50. Тогда что-то получится. Самая неблагоприятная ситуация для развития среднего бизнеса, это когда нельзя сказать, что будет через год. В результате инвестиции идут туда, куда бы их не стали делать, если бы было понятно, что сейчас приоритеты такие-то и такими они останутся на протяжении определенного времени.

— Какие самые любимые грабли у среднего бизнеса?

Игорь Агамирзян
— Их много и они весьма разнообразны. Классический пример — переход от компании-«семьи» к компании-организации. Это весьма болезненный процесс, когда число сотрудников компании растет, и приходится от неформальных правил взаимодействия переходить к определенным регламентам. Очень часто это попросту гробит бизнес. Хотя без такого перехода дальнейший рост и развитие невозможны. Это в малой степени имеет отношение к компаниям-участникам «ТехУспеха», поскольку происходит на ранней стадии становления среднего бизнеса. Но наступать на эти грабли вынуждены все. И редко кто их успешно минует.


Справка:

Рейтинг «ТехУспех» проходит ежегодно по инициативе РВК для выявления и продвижения наиболее перспективных быстрорастущих технологических компаний, которые разрабатывают и поставляют на российский и зарубежный рынки инновационные продукты и технологии. Партнерами РВК по формированию рейтинга выступают Высшая школа экономики, МСП Банк и PwC, разработавшая методологию оценки компаний на основе своего международного опыта.

В 2015 году из 250 заявителей в рейтинг вошли 60 компаний, прошедших квалификационный отбор. Согласно критериям участником рейтинга может стать компания не моложе 4 лет, демонстрирующая среднегодовой темп роста выручки не менее 15% за 3 последние года и с объемом выручки за прошлый год от 100 млн до 10 млрд. рублей. Но основным достижением компании должен быть факт вывода на рынок хотя бы одного уникального продукта, разработанного на основе собственных или приобретенных результатов НИОКР. Причем затраты на НИОКР в компании должны составлять не менее чем 5% от объема выручки. Таким образом, в рейтинг входят предприятия, которые стабильно демонстрируют на протяжении последних трех лет данные показатели выше средних по своей отрасли.

Материал подготовлен редакцией «Экспир»
Автор текста: Нина Шаталова


Место проведения: