Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

«Группа ГАЗ» рассчитывает на поддержку разработок беспилотных машин наряду с «КамАЗом»

«Группа ГАЗ» первой в РФ разработала беспилотный автомобиль — «Газель» в 2010 году

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 18 марта. /Корр. ТАСС Михаил Селиванов/. «Группа ГАЗ» рассчитывает на государственную поддержку и субсидирование своих беспилотных разработок наряду с «КамАЗом». Об этом сообщил ТАСС руководитель центра компетенции «Концепция продукта» объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ» Евгений Сударский в ходе конференции «Беспилотные транспортные средства: проблемы и перспективы» в Нижнем Новгороде.

В настоящее время есть госпрограмма развития беспилотного транспорта AutoNet, ее возглавляет «КамАЗ» и фактически там не обеспечено общее участие ключевых российских автопроизводителей, в частности, «Группы ГАЗ». Мы первые были в этом направлении, мы имеем технологический задел, имеем компетенции и кадры и считаем, что все эти наработки имеют огромную практическую значимость для развития беспилотных систем в России и должны учитываться в госпрограмме, — сказал он.

Сударский отметил, что сейчас госпрограмма AutoNet подразумевает поддержку узкого сегмента беспилотного коммерческого транспорта: грузоподъемностью от 12 до 40 тонн.

Она абсолютно не затрагивает легкие коммерческие автомобили и поддержку пассажирского транспорта (автобусов), где более всего востребованы беспилотные системы, т.е. без господдержки остался целый кластер техники. Получилась очень узконаправленная поддержка одного производителя («КамАЗа» — прим. ТАСС), — сказал он. — Мы считаем необходимым, чтобы программу господдержки расширили на все сегменты коммерческой техники, не сужая ее до одного автопроизводителя.

Первые по беспилотникам

Руководитель центра подчеркнул, что

Группа ГАЗ» первой в РФ разработала беспилотный автомобиль — «Газель» в 2010 году. Ранее в 2008 году компания совместно с фондом «Вольное дело» Олега Дерипаски организовала всероссийский фестиваль робототехники «Робофест», более 70 участников которого уже работают в группе. В настоящее время автохолдинг ведет беспилотные разработки во всех сегментах коммерческого транспорта и в этом «видит свое конкурентное преимущество.

«Беспилотная «Газель» постоянно совершенствуется, сейчас она испытывается на скоростях от 40 до 60 км/ч. Мы постоянно увеличиваем в ней количество функций помощи водителю», — подчеркнул собеседник. Также у холдинга есть наработки по беспилотному автомобилю с внешним управлением на базе грузовика «Урал».

А пассажирский автобус «Лиаз» с технологиями активной помощи водителю в настоящее время проходит опытную эксплуатацию.

Автобус сам себя диагностирует, подсказывает об ограничении скорости, тормозит без помощи водителя, если возникает препятствие, — сказал Сударский.

Необходима поддержка государства

По его словам, все эти технологии при соответствующей поддержке государства «Группа ГАЗ» могла бы внедрить в серийное производство на своих автомобилях уже в ближайшие годы.

Как отметил собеседник, другим важным аспектом в развитии беспилотного транспорта является привлечение профильных институтов, разработчиков компонентов и производителей программного обеспечения.

Это огромный национальный проект должен быть. Мы сейчас очень активно двигаемся вперед, но необходимо субсидирование проектов по разработке беспилотных транспортных средств, — сказал он.

Ставка на беспилотный «КамАЗ»

4 октября 2015 года на форуме по науке и технологиям в японском городе Киото вице-премьер России Аркадий Дворкович сообщил, что Россия сделает все возможное, чтобы использовать беспилотную технику отечественного производства на ЧМ по футболу в 2018 году. В частности, имелись в виду беспилотные «КамАЗы», которые создаются Камским автозаводом совместно с компаний Cognitive Technologies (разработчик программного обеспечения).

Дорожная карта AutoNet, в рамках которой выделены средства на разработку беспилотного «КамАЗа», принята в рамках президентской программы «Национальная технологическая инициатива». Рабочую группу возглавляет генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин. На реализацию плана, включающего подготовку дорог для движения беспилотников, понадобится, по некоторым оценкам, около 60 млрд рублей.

Прототип беспилотного «КамАЗа» был создан весной 2015 года на базе серийного грузовика «КамАЗ-5350» с полноприводным шасси 6х6. Ожидается, что первыми получателями машин станут подразделения МЧС России. Проект реализуется при участии национального технологического университета МИСиС и финансовой поддержке Минобрнауки России.

По словам разработчиков, беспилотные «КамАЗы» смогут перевозить грузы, спортивное снаряжение и продукты питания для гостей и участников ЧМ-2018.


Место проведения: