Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Где найти деньги на научные проекты в кризис? Версия от «Коммуникационной лаборатории»

eb536b57dfc146d89ceea9437a739c4a (1).png

Молодая аудитория, знакомая с интернет-платежами, склонна участвовать в краудфандинге научных проектов, а сам сбор средств на краудфандинговых площадках позволяет привлечь внимание СМИ и крупных спонсоров. Об этом рассказали эксперты конференции «Где найти деньги на научные проекты в кризис?», которая прошла 26 февраля в рамках образовательно-практического проекта РВК «Коммуникационная лаборатория» во ФРИИ Сити Холле.

По данным ЮНЕСКО, Россия тратит на науку 1,12% ВВП, уступая по этому показателю США, странам ЕС, Китаю и Бразилии. При этом большую часть финансирования науки в стране обеспечивает государственный бюджет, а доля инвестиций коммерческого сектора в научные разработки составляет около 20% от общего объема. По мнению экспертов «Коммуникационной лаборатории РВК», для нового качественного скачка в развитии научным организациям недостаточно лишь государственной поддержки. Ученым необходимо научиться работать и с другими источниками финансирования: искать дополнительные средства в бизнес секторе или прибегать к общественной поддержке путем краудфандинга.

Уже несколько российских проектов, связанных с наукой, преодолели на краудфандинговых площадках рубеж в миллион рублей, а некоторые из них собрали до двух миллионов, — объясняет заместитель генерального директора, исполнительный директор РВК, Александр Потапов. — Такая тенденция говорит о высоком интересе общества к науке и готовности активной части интернет-пользователей поддерживать ученых не только лайками и репостами, но и собственными деньгами.

Среди проектов-«миллионеров» — сборы на лунный микроспутник популяризатора космонавтики Виталия Егорова и спутник «Маяк» Александра Шаенко, которые выступили на конференции.

1724703f6bdc484cbe1fb7bed43fc381.jpg

Краудфандинг — это бесплатный пиар, так о вашем проекте узнают гораздо больше людей, — говорит Виталий Егоров. — На запрос средств чаще откликается молодежь, которая больше знакома с электронными переводами. Но если подать проект так, что он действительно заинтересует, то любой пенсионер научится пользоваться интернетом.

В 2015 году Уральский федеральный университет с помощью краудфандинга собрал более полумиллиона рублей на экспедицию по поиску метеоритов в Антарктиде. Такой успех был обеспечен во многом благодаря грамотной и эффективной организации кампании: привлечению амбассадора проекта — Виктора Гроховского, разработки креативной символики, вовлечению волонтеров.

4aeb824df49745c3b1a18acd7d4eb633 (1).jpg

По словам начальника отдела партнерских отношений УрФУ Леонида Скобелина,

когда партнер видит, что даже обычные студенты поддерживают проект, то понимает, что дело стоящее, и нужно его спонсировать. Поэтому лучше начинать именно с массового фандрайзинга. Однако в нашей стране нет культуры академического фандрайзинга. Мы помогаем больным, но на науку жертвовать пока не привыкли. Одна из составляющих миссии нашего проекта — доносить до общества, что наука стоит вложений.

Аналогичные проблемы стоят не только перед научными организациями, но и образовательными учреждениями. Часто выходом для вузов может стать создание эндаумент-фондов.

d75db0bf5a284d12bc7733301554fd1.jpg

Так, Иван Копытов, менеджер проектов по фандрайзингу и работе с выпускниками, заместитель директора Эндаумент-фонда МИСиС, анализируя проблемы российских университетов, связанные с нехваткой или отсутствием спонсорских средств на научную деятельность, подчеркнул:

Если построить мощную систему финансирования вузов, то они переживут любые кризисы.

По словам Ивана «инвесторы согласны вкладывать деньги, только если они видят результат сегодня. Они не готовы финансировать долгосрочные программы развития». Склонность спонсоров жертвовать скорее на образовательные проекты — это не обязательно негативный фактор, так как финансирование образования может перерасти в финансирование науки. Например, ТМК сначала спонсировала именные стипендии МИСиС, а через три года стала вкладывать в исследования, проводимые вузом.

b2615a0252fe4fc8a76ad1fe37fddd10.jpg

Руководитель программы Master of Science Management Высшей школы научно-управленческих кадров РАН Иван Дементьев считает, что нельзя заставить коммерческие компании инвестировать в науку — вместо этого нужно убедить бизнес инвестировать в свой научный интерес с управляемыми рисками.

Другим способом выстраивания связей между наукой и бизнесом является технологическое предпринимательство. Недавно ФРИИ разработал курс, посвященный основам технологического и интернет-предпринимательства. В его основе лежит методология, по которой развиваются стартапы фонда. Программа охватывает ключевые вопросы создания проектов: от поиска и отбора идей, определения бизнес-модели и целевой аудитории до привлечения инвесторов и масштабирования бизнеса. Курс проводится в 43 университетах страны, в том числе, в Высшей школе экономики, МГТУ им. Баумана, Университете ИТМО, Уральском федеральном университете и Финансовом университете при Правительстве РФ.

Когда ученые, перестанут относится к бизнесу, как к людям, которые пытаются все все отобрать, между ними наладится коммуникация, — считает Олег Мальсагов, Советник ректора Университета ИТМО по развитию, соучредитель техноброкерской компании «Деловой Альянс».

Эксперты конференции сошлись во мнении что в условиях рыночной экономики привлечение средств на научные проекты должно происходить через различные каналы. Научные организации должны активно осваивать новые технологии фандрайзинга и налаживать научные коммуникации с бизнесом и общественностью.




О проекте «Коммуникационная лаборатория»

Образовательно-практический проект РВК «Коммуникационная лаборатория» призван укрепить связи в цепочке информационной экосистемы «наука – образование – СМИ – общественность» и «наука – бизнес».

Задачи проекта:

  • развитие сообщества специалистов, формирующих и распространяющих научно-популярную информацию и занимающихся просветительской деятельностью: ученых, научных журналистов, коммуникаторов;
  • продвижение и реализация основных принципов открытой науки: доступность данных и результатов исследований, распространение информации об исследованиях для всех уровней заинтересованного общества, вовлечение представителей гражданского общества и бизнеса в научную деятельность; 
  • развитие профессии научного коммуникатора, за счет увеличения численности специалистов в данной области, а также повышения их профессионального уровня.

К участию в проекте приглашены ученые, представители департаментов коммуникаций европейских и американских вузов и исследовательских организаций, журналисты и редакторы научных, научно-популярных и общественных СМИ, популяризаторы науки, авторы и организаторы собственных проектов по популяризации науки, представители пресс-служб вузов и НИИ, владельцы наукоемких бизнесов, профессиональные коммуникационные ассоциации, а также все участники экосистемы, заинтересованные в развитии научных коммуникаций в России.


Место проведения: