Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

«Вещать из каждого утюга». Участники Media Makers о трендах 2016 года

15.02.2016
Источник: SLON.ru
Проект: Медиа-акселератор

5346abb9cf6c7581d411cccaf85618e8.jpeg

Конференция Media Makers 2015, прошедшая в декабря прошлого года, получилась настолько насыщенной и напряженной, что потребовалось значительное время, чтобы ее осмыслить. Прогнозы на следующий год невозможно построить, не сделав выводов из прошлого. Участники конференции, которые были опрошены Slon Magazine, сходятся в одном: 2015 год стал концом эпохи «старых» медиа и отсевом в «новый» мир медиа.

Конференция Media Makers — часть образовательной программы Media Accelerator, реализуемой Российской венчурной компанией (РВК), совместно со Slon Magazine.

Цель Media Accelerator — развитие специализированных медиа, в рамках которых возможно создание материалов и накопление экспертизы в освещении тематик науки, ее популяризации, технологий, профориентации. Под развитием подразумевается как рост экономической̆ устойчивости и аудиторных охватов медиа, так и рост менеджерских и редакционных компетенций. Участие в программе обеспечивает доступ к офлайн и онлайн образовательным и нетворкинговым активностям, профессиональной экспертизе, помощь в коммерциализации проектов.

Судя по всему, новым миром для медиа станет мир мобайла. Именно эту тенденцию выделили большинство участников Media Makers. По мнению многих из них, уход медиа из веба в мобайл начался в 2015 году, и именно этот процесс станет ключевым в 2016-м (и дальше). Неизбежным станет сращивание печатных СМИ с интернетом.

Галина Тимченко, генеральный директор Meduza
Самый главный для меня итог и самый главный тренд — это, конечно, движение в сторону мобильных платформ. Для огромного количества людей сейчас медиапотребление — это все платформы сразу. То есть кроссплатформенность, но с упором на мобильные платформы. У нас план — ровно в этом тренде — развивать кроссплатформенность и наконец выполнить свое обещание начать вещать из каждого утюга.

Говоря о переходе в мобайл, участники Media Makers отметили также, что attention span (концентрация) у людей становится все короче. СМИ придется (и уже приходится) это учитывать. Поэтому их политика относительно своих клиентов будет становиться все более гибкой. Уже сейчас привлекается больше аналитики в исследовании потребителей, а дальше эта сфера будет только сильнее развиваться. По словам Сергея Паранько (Mail.ru Group), меньше внимания стало уделяться конкретному числу просмотров текстов, а больше тому, как именно аудитория на них реагирует.

Мы видим, где они закрывают страницы, где мы их потеряли, и анализируем это, — сказал он. — Для нас главный вопрос, что мы выучили слово «вовлеченность» аудитории, engagement, и сделали это ненамного позже коллег на Западе.

Именно исследования так называемого фидбэка и поведения читателей будут определять редакционную политику в 2016 году и далее.

Илья Курмышев, РВК
Сервисы сейчас становятся важнее, чем классические редакционные модели. <…> Конечно, многие медиа по-прежнему ориентированы на то, чтобы работать с широкими аудиториями, но технологии позволяют все лучше видеть конкретных людей, конкретные сообщества.

Тенденцией наступившего года также станет рост числа небольших СМИ. То есть в принципе общество будет отказываться от крупных медиа, и небольшие, даже если поначалу несерьезные, стартапы станут будущим этой сферы.

Алексей Мунипов, Arzamas
Будет появляться все больше маленьких локальных борзых медиа, посвященных каким-нибудь маленьким, узким темам. <…> Они будут выживать. <…> Вместо больших мамонтов будут бегать маленькие зубастые тушканчики и отъедать свою часть травы.

Одной из главных проблем для СМИ в 2016 году останется тот факт, что российская аудитория не привыкла искать в интернете информацию, альтернативную телевидению, считает телекритик Арина Бородина. По ее мнению, СМИ должны будут больше следить за тем, чтобы люди пользовались ими по их прямому назначению.

Острой проблемой в 2016 году для медиа останется получение прибыли. Уже в 2015 году стало очевидно смещение интересов рекламодателей в СМИ: если раньше они выбирали только конкретные площадки с необходимой аудиторией, то сейчас они могут достигнуть ее почти везде. Поэтому медиа будут вынуждены отойти от прошлой модели работы с ними и перевести ее в новый формат. Для кого-то это будет означать уход в подписную модель с целью выживания, а кому-то новые правила игры в рекламе, наоборот, помогут подняться.

Дмитрий Степанов, «Яндекс»
У рекламодателей появилась возможность доходить до аудитории, которая им релевантна, не только на соответствующих тематических сайтах, но и в абсолютно произвольной точке в интернете. <…> Общий объем рекламных денег, которые попадают в интернет, увеличился, но они сейчас растекаются по большей площади. <…> Их лишаются те, чей контент в производстве стоит существенно больше, чем так называемый пользовательский контент. <…> Это в перспективе может привести к появлению большого количества полупрофессиональных медиа. <…> Объем контента, доступного только по подписке, увеличится, потому что продолжать окупать его рекламой будет невозможно. При этом поверить в то, что спрос на него исчезнет, я отказываюсь.

Так как в 2015 году отсев для медиа проходил стремительно, не все старые СМИ смогли приспособиться к новым правилам игры – из них выжили самые гибкие и находчивые. Какие еще препятствия и отборы нам готовит 2016 год, мы узнаем по ходу дела, но тенденции уже ясны, и судьба мира медиа находится в его руках.


Место проведения: