Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Бизнес-ангелы в России пока не сложили крылья. Рейтинг

08.12.2015
Источник: Slon

17.jpg

В 2014 году объем венчурных инвестиций в России упал на 26% — до $480,9 млн в год — по данным Российской венчурной компании (РВК) и PwC. Данных по 2015 году еще нет, но, по мнению участников рынка, отрасль, кажется, немного оправилась.

Пока инвесторы крупных фондов выжидают, растет активность инвесторов — частных лиц. Издание Firrma.ru совместно с РВК и НАБА (Национальная ассоциация бизнес-ангелов) выяснили, кто из российских частных инвесторов, поддерживающих стартапы, продолжил работу и инвестировал в 2015 году активнее всего. Хотя в целом венчурные инвесторы пессимистичны (по опросам фонда Prostor Capital, 88% его участников ждут падения рынка в 2016 году), некоторые бизнес-ангелы продолжают верить в успех российских инновационных проектов.

В исследование Firrma.ru попали те, кто сделал не менее одной венчурной сделки за последний год, но и не менее двух за последние два года. Главный критерий рейтинга — число проинвестированных проектов за год. Конечно, показатель эффективности работы бизнес-ангела — доходность вложений, возврат на инвестиции (ROI), но подсчитать их было бы слишком сложно — российский рынок ангельских инвестиций слишком молод, на нем все еще очень мало выходов, да и о произошедших частные инвесторы предпочитают молчать. Поэтому это список не лучших ангелов, а тех, кто продолжает наиболее активно инвестировать в стартапы.

Бизнес-ангелы не инвестируют в одиночку

Новый рейтинг подтвердил тренд последних лет: бизнес-ангелы предпочитают инвестировать совместно с партнерами. Правда, если раньше они делали это в том числе с фондами ранних стадий, то теперь работают в основном только друг с другом. Из 23 бизнес-ангелов, заполнивших анкету для Firrma, 13 синдицировали все сделки за последний год – в том числе через интернет-площадки (SmartHub) и благодаря работе клубов бизнес-ангелов (VentureClub, Сколковский клуб бизнес-ангелов). Еще три человека участвовали в синдикатах с другими бизнес-ангелами для подавляющего большинства своих сделок. Шесть бизнес-ангелов не были так активны в совместных инвестициях, но почти все они или периодически зовут знакомых или друзей поучаствовать в синдикате, или готовы присоединиться к синдикату при возможности. Только один бизнес-ангел, принявший участие в опросе, принципиально не работает с партнерами.

Бизнес-ангелы не слишком щедры

Во многом из предыдущего тренда вытекает тот факт, что российские бизнес-ангелы вкладывают в каждый проект не слишком большие суммы — обычно $50–100 тысяч и нередко даже $25–50 тысяч.

Бизнес-ангелы инвестируют дома

Подавляющее большинство бизнес-ангелов, опрошенных Firrma, инвестируют именно в российские стартапы — видимо, это связано с тем, что в знакомой среде легче синдицировать сделки и обсуждать условия работы с предпринимателями. Лишь некоторые частные инвесторы инвестируют в израильские, американские и европейские стартапы. Впрочем, само понятие «российский бизнес-ангел» размыто — Юлиан Зегельман и Вадим Асадов, упомянутые в рейтинге, например, живут в США.

Выхода все нет

У большинства бизнес-ангелов, опрошенныйх Firrma, нет ни одного выхода за последний год, лишь нескольким удалось продать свою долю в 1–2 стартапах. За все время работы бизнес-ангелов у большинства из них не более 2–3 выходов или вообще их нет.

Может быть, поэтому в анкетах Firrma так многое указывает на то, что для российских бизнес-ангелов инвестиции не столько финансовая стратегия, возможность приумножить свой капитал, сколько способ «сделать мир лучше», помочь талантливым разработчикам реализовать собственное желание рискнуть, «попробовать».

Не нужно подходить к инвестициям с тем, чему вас учили на MBA, с расчетами в Excel — стартапы как дети, поэтому инвестор должен допускать хаос, эмоции, непредсказуемость и юмор в свою рискованную стратегию, — советует Бас Годска. Быть ангелом — это самое дорогое удовольствие в мире, — говорит Вадим Асадов, намекая на высокую вероятность ошибки и на то, что успех инвестиций прогнозировать слишком сложно. Успешным является тот проект или инвестор, который с оптимизмом двигается от одной неудачи к другой — так сформулировал свой «инвестиционный девиз» Вадим Куликов.

Для большинства опрошенных бизнес-ангелов качества команды куда важнее идеи проекта и даже того, как именно она оказалась воплощена в прототипе продукта.

Если я не доверяю основателям или они мне неприятны как люди, я не вкладываюсь, как бы ни был привлекателен проект, — признается Юлиан Зегельман. — Опыт показал, что такие люди всегда найдут, как провести ранних инвесторов, и вдвойне обиднее оказаться ни с чем, когда сам проект и более поздние инвесторы заработали.

Топ-7 самых активных бизнес-ангелов

1. Александр Бородич

Количество проинвестированных проектов за последний год: 14.

Средний чек: $25–50 тысяч.

Сферы инвестиций: интернет вещей, облачные вычисления, умные города, SaaS-сервисы.

Проекты: сервис видеорекламы GetShopTV; сервис доставки здоровой еды GrowFood.pro; сервис по уборке Ulime.ru; индийский биткоин-кошелек UnoCoin; американский производитель устройств для управления домашним климатом KeenHome; сервис анализа данных для оптимизации издержек AppZen; американский 3D-биопринтер для регенеративной медицины.

Выходы: 1.

Главное правило:

Я инвестирую в людей, а не в проекты.

2. Алексей Карлов

Количество проинвестированных проектов за последнй год: 13.

Средний чек: $10 тысяч.

Сферы инвестиций: цифровые коммуникации, социальные медиа, инструменты медиааналитики, сервисы инфографики.

Проекты: Meerkat (онлайн-вещание); LifeFilm (обработка видео); Willdev.in (система тестирования программистов); эксперимент с упаковкой контента с мероприятий (вместе с отделом Arg.Events), а также проект на рынке концертов, проект аналитики GIF-изображений, приложения на основе LinkedIn и Twitter, CRM-сервис и приложение для Apple Watch (имена не раскрываются).

Карлов считает, что в ближайшие годы будет «бум» в аналитике на стыке офлайна и онлайна, а также в технологиях обмена файлами в облаке (ни Dropbox, ни похожие на него сервисы не сделали его идеальным). Другие перспективные направления: все, что связано с китайским языком и его интеграцией с английским (или наоборот), а еще с Африкой. Также инвестор верит в солнечную энергетику и в развитие начального образования (детские сады, первый класс школы).

Выходы: 0.

Главное правило:

Интересны люди, которые хотят и уже начали работать на себя. Именно работать (программировать, мастерить, продавать, общаться), а не только руководить.

3. Богдан Яровой

Количество проинвестированных проектов за последний год: 10.

Средний чек: до $100 тысяч.

Сферы инвестиций: большие данные, blockchain, носимые гаджеты, виртуальная реальность, финансовые технологии, экономика шэринга, электронное обучение, здравоохранение.

Проекты: платформа для продажи фотографий из соцсетей Lobster; камера для съемки на 360° Panorics; система контроля за передвижением багажа «Багаж из рук в руки»; онлайн-поиск для шопинга Shople; мобильный сервис для игры в «Мафию» SmartMafia; сервис цветокоррекции фотографий «Правильный фильтр»; сервис автоматизации рекламы в социальных сетях HiConversion.

Выходы: 0.

Главное правило:

Я выбираю проекты, команды которых способны ставить перед собой амбициозные задачи, совершать технологические прорывы, меняющие устоявшиеся рынки.

4. Юлиан Зегельман

Количество проинвестированных проектов за последний год: 10.

Средний чек: $25–50 тысяч.

Сферы инвестиций: электронная коммерция, SaaS-сервисы, «железные» проекты, интернет вещей, инфраструктурные проекты для биткоин-индустрии.

Проекты: BioBots (3D-принтеры для биологических материалов); мобильный сервис для доставки химчистки на дом Cleanly; скидочная e-commerce-платформа для биткоинов Purse; поисковик для крупных внутренних баз данных QBox.io; мобильная платформа для поиска и управления телемаркетерами VOIQ; LitBit — система защиты дата-центров и «железа» от атак хакеров.

Выходы: 2

Зегельман верит в будущее финансовых сервисов:

Многие финансовые институты не менялись последние тридцать лет, а автоматизация многих сфер приучила пользователя к контролю над своей жизнью, и это желание распространяется и на финансовый сектор. Поэтому я верю в рост популярности краудфандинга, платформ для управления собственными финансами и так далее.

Также он видит перспективы в проектах, связанных с лечением и досугом пожилых людей, уходом за ними — поколение послевоенного демографического взрыва стареет, и на Западе в его руках сосредоточены огромные средства. Третья сфера, названная Зегельманом, — интернет вещей. Ими нужно управлять, соединять их вместе, защищать от атак хакеров и вирусов.

Главное правило:

Лучше проинвестировать больше проектов с меньшим чеком, чем несколько, но с большим.

5. Виталий Полехин

Количество проинвестированных проектов за последний год: 8.

Средний чек: $50–150 тысяч ($1 млн на ранних стадиях).

Сферы инвестиций: совместное потребление, цифровое здравоохранение, онлайн-образование, интернет вещей, игры, потребительские интернет-сервисы.

Некоторые проекты: немецкий онлайн-сервис для подбора лекарств optobee.de; cервис доставки готовых наборов еды Chefmarket; сервис онлайн-бронирования столиков в ресторанах Gettable.

В течение трех лет мы станем свидетелями того, как наша обычная жизнь очень сильно изменится под влиянием технологий, — уверен Полехин. — Поэтому наиболее перспективными будут инвестиции в стартапы в области потребительских технологий. Они изменят то, как мы едим (food startups), платим (fintech), лечимся (digital health), учимся (online education) и т.д. Широкое поле и для воображения, и для инвестиций.

Главное правило:

Входя в проект, знай, где выход.

Большинство выходов бизнес-ангелов, по мнению Полехина, случались потому, что и предприниматель, и инвестор развивали проекты, изначально предназначенные для продажи, а не для абстрактного вклада в жизнь будущих поколений.

Инвестиции даже в успешный, но просто «интересный и перспективный проект» могут закончиться провалом, если оказываются вне инвестиционного фокуса следующих инвесторов в цепочке», — говорит Полехин.

Такая стратегия работает: у него уже пять выходов (не за последний год), один из которых — продажа своей доли в сервисе доставки еды DeliveryClub, приобретенного глобальным игроком Food Panda.

6. Константин Синюшин

Количество проинвестированных проектов за последний год: 8.

Средний чек: $150–250 тысяч.

Сферы инвестиций: маркетплейсы, проекты с моделью Uber, сервисы для увеличения эффективности ритейла, облачные рекомендательные сервисы, сервисы в сфере краудсорсинга контента и унифицированных коммуникаций.

Проекты: онлайн-площадка для подбора персонала JungleJobs; сервис рекламы и покупок для SmartTV GetShopTV; сервис подбора исполнителей для ремонта Radme.ru; сервис персональных рекомендаций контента для ТВ и видеосервисов eContenta; сервис лояльности Giftoman; рекомендательный сервис для шопинга Love2Shop; сервис для продажи одежды BoommyShop; сервис для работы с электронной почтой MailBurn.

Выходы: 0

Главное правило:

Новые продукты, создающие новое качество на сложившихся рынках.

7. Эдуард Фияксель

Количество проинвестированных проектов за последний год: 8.

Средний чек: $50–100 тысяч.

Сферы инвестиций: облачные технологии, энергоэффективность, телекоммуникации, интернет вещей, медицинские технологии.

Некоторые проекты: система мониторинга и прогнозирования локальной погоды «Орнамент»; онлайн-площадка для инвестиций VentureClub; прибор для коррекции осанки «Ортотон»; МегаТЭК; Экон; облачный офис Clouds NN.

Выходы: 2.

Главное правило:

Дорогу осилит идущий.

Текст: Елена Краузова


Место проведения: