Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Без защиты от дурака

27.03.2009
Источник: Ведомости. Пятница.

Максим Трудолюбов о распределении ответственности.

Последние десять лет усилия государства были направлены на ослабление общества и его институтов.

Государство сейчас проходит серьезную проверку на прочность, в которой не участвует общество. Происходит это потому, что усилия государства на протяжении последних десяти лет были направлены на ослабление общества и его институтов. Усилия эти не пропали даром: основой сложившейся в России политической системы стала не сила государства, а слабость общества и слабость институтов коллективного действия.

Проверка на прочность так тяжела еще и потому, что у скопления активов и чиновников, условно называемого у нас «государством», нет опыта работы в кризисных обстоятельствах. Институты, которые должны были бы сейчас работать на полную мощность, не работают, поскольку их развитие специально подавлялось кремлевскими политическими инженерами. Инженеры хорошо поработали, но не предусмотрели одной проблемы: в кризис государство должно быть умным, а оно оказалось глупым.

Произошло это потому, что Кремль демонтировал институты, которые, по выражению политолога Николая Петрова, являются «защитой от дурака» (механизм foolproof), т. е. страхуют от «человеческого фактора», человеческой ошибки. В перечне этих механизмов, действующих на государственном уровне, нет ничего нового, но для защиты от глупости все они необходимы: парламент как механизм учета интересов социальных групп и регионов; независимые СМИ как механизм обратной связи с обществом и контроля над властью; некоммерческие организации как источники данных, экспертных оценок и механизмов выработки предложений по политическим решениям.

Теперь, когда ответственность за плохие решения лежит на главных начальниках, им становится неуютно, потому что всем видно, кто глуп.

Все эти скучные функции в счастливый промежуток 2000-2009 рассматривались как помехи. Они считались препятствиями в быстрой реализации стратегии экономического прорыва. Государство ведь для того и было «поднято из руин», чтобы глупые парламентарии и журналисты не мешали строить заводы, дороги, больницы, университеты и поощрять инновационный бизнес. Государственный инвестфонд так и не заработал, Российскую венчурную компанию задушили проверками, судьба средств, выделенных на творческие задачи госкорпорациям, не ясна. Так что памятником деятельности правительства по развитию и диверсификации экономики останется ее главный результат — принятая к концу благополучных лет «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.». Этот красивый текст можно найти на www.economy.gov.ru

Были, конечно, и другие цели, ради которых власти так сильно отталкивали от себя общество. Нужно было, чтобы граждане не мешали делить собственность и деньги. Это направление деятельности, в отличие от первого, удалось хотя бы начать. Но процесс не завершен, потому что передел собственности — в отсутствие гарантий прав собственности — по определению бесконечен.

Люди, успешно проведшие операцию по отгораживанию себя от всех, кто мешался под ногами, чувствовали себя хорошо, пока не попали в зону непредсказуемых событий. Теперь им не у кого спросить, как поддержать банковскую систему, чтобы она помогала экономике, а не зарабатывала сотни процентов годовых на валютном рынке; нужно ли (и как) поддерживать тонущие корпорации; как строить отношения с соседними странами. Теперь, когда ответственность за плохие решения по всем этим пунктам лежит на главных начальниках, им становится неуютно, потому что всем видно, кто глуп. А деваться уже некуда: сами лишили себя защиты от глупости, сами растратили резервы неизвестно на что.

В таких случаях государству выгоднее распределять ответственность, отбрасывать ее от себя, как горячую картофелину. А не получается. Никто не будет ловить.


Место проведения: