Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Региональное развитие невозможно без развитой инфраструктуры и партнеров

Андрей Валерьевич Введенский, директор департамента инфраструктурного и регионального развития ОАО «РВК»

Региональное развитие невозможно без развитой инфраструктуры и партнеров

Введенский А.В.Вектор на инновации, в настоящее время приоритетный для субъектов практически всех уровней, зачастую упирается в простые, но системные проблемы, решение которых — задачи как институтов федерального уровня, так и региональных игроков.

Кто ключевые интересанты процесса наукоемкого развития и его результатов? Региональная власть, научные центры (ВУЗы и отраслевые НИИ), промышленные компании до последнего времени решали свои проблемы самостоятельно, зачастую не воспринимая технологический сектор как платформу для синергии и экономического эффекта.

Перелом тренда к росту стал возможным с началом восстановления инфраструктуры технологического развития и экономических связей игроков на локальных региональных уровнях. Интенсивная федеральная поддержка региональных инновационных инициатив в ближайшей перспективе будет замещаться региональными экономическими программами инновационного развития, ключевую роль в которых будут играть источники технологических кадров, генераторы прав на нематериальные активы, финансовые инструменты поддержки инновационных компаний, технологические центры на базе ВУЗов и промышленных предприятий, коммуникационные платформы для участников инновационных процессов.

Исторические проблемы разрушенных экономических и научных связей «Школа – ВУЗ – НИИ – Промышленность» по-прежнему одна из болевых точек региональных экономик, равно как и очень ограниченные возможности для игры по правилам международной конкуренции.

Однако практика наиболее прогрессивных регионов показала, что и такие задачи по плечу, если в регионе есть правильная «мотивация». Без правильной мотивации и постановки целей на уровне руководства регионов и организаций — катализаторов инновационных процессов в регионе многие усилия будут бессмысленны даже при наличии необходимых ресурсов. На уровне федерального института развития очень хорошо видна разнородность регионов при их сравнимом экономическом и научно-технологическом потенциале и, к сожалению, даже оторванность от опыта и практики региональных соседей.

Безусловен факт, что кадры решают все, именно поэтому наличие в регионе лиц, отвечающих за инновационные инициативы — это обязательный фактор и на уровне администрации и на уровне ключевого регионального ВУЗа и на уровне промышленной компании, предполагающей обеспечить конкурентоспособность бизнеса за счет новых знаний и решений. Но наделение таких лиц полномочиями, содействие и поддержка их инициатив, зачастую революционных для сложившихся процессов, — то, чего критически не хватает в настоящий момент. Запала молодых управленцев и предпринимателей, способных и желающих связать свою жизнь с технологически развитой и сильной Родиной при активном сопротивлении может хватить не более чем на 4–5 лет. Грамотных взвешенных и системных специалистов, прошедших или проходящих жестокую, но интересную школу инновационного пути, в регионах немного, но они есть в каждом и, занимаясь этими процессами в РВК в течение 3 лет, мы знаем почти каждого. На уровне регионов время размышлений неумолимо заканчивается.

Инновационная Россия будет ассоциироваться именно с успехами регионов на этом поле. Именно регионы — поле битвы за модернизацию страны.

Если политический путь на модернизацию и инновации сейчас вопрос решенный, то объективная экономическая мотивация для базовых игроков рынка по-прежнему остается непрозрачной для них самих.

Базовые условия развития создавались в течение 15 лет и инфраструктура содействия инновациям в регионах практически сформирована. Задачи завтрашнего дня — наполнение ее жизнью, привлечение партнеров и подключение экономически заинтересованных компаний и\или инвесторов, формирующих заказ на инновации. Не во всех случаях и не во всех регионах такой заказ может быть обеспечен государством. Поэтому малый и средний бизнес, использующий созданную государством инфраструктуру и работающий для крупных российских и международных институциональных игроков — это будущее региональных экономик.

Миссия федеральных программ и институтов развития — катализация и ускорение процессов, содействие в формировании инфраструктуры, как кровеносной системы экономики региона или научно-технологического кластера.

С точки зрения РВК, приоритеты региональных инициатив, реализуемых компанией, в первую очередь ориентированы на решение системных проблем, устранение которых невозможно на локальном уровне:

  • наращивание базовых компетенций в технологическом предпринимательстве и венчурных инвестициях;
  • выявление региональных команд — перспективных управляющих венчурными и посевными фондами;
  • выполнение функции катализатора инфраструктурных проектов и процессов в ВУЗах, компаниях и региональных инициативах;
  • роль «играющего тренера», передающего опыт и практики через инвестиции;
  • коммутация связей между регионами и региональными игроками как на внутреннем российском, так и международном уровне.

В качестве примеров системных проблем, решением которых занимается РВК можно выделить несколько.

Отсутствие структурированной информации обо всех элементах инновационной инфраструктуры и о результатах работы затрудняет технологическим компаниям поиск инвесторов, сервисных компаний, производственно-технологических площадок и центров коллективного пользования, которые необходимы для изготовления опытных образцов и прототипов.

Качество управления в ключевых элементах инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы и др.) остается низким. Управляющим командам не хватает знаний, навыков и ресурсов, необходимых для построения эффективной работы и привлечения инвестиций (венчурных, прямых, от бизнес-ангелов). Практически отсутствуют программы обучения технологическому предпринимательству, поэтому сегодня отсутствие квалифицированных кадров, сочетающие технологические навыки с навыками управления компаниями и продаж инновационных продуктов — одна из ключевых проблем инновационных компаний. Кроме того, многие технологические компании испытывают сложности с пониманием современных тенденций целевых рынков. Это часто приводит к выбору ошибочной стратегии развития технологии или продукта и снижает их инвестиционную привлекательность. Усугубляют ситуацию и особенности российского менталитета: у нас не принято учиться на ошибках, и у нас не принято признавать за предпринимателем право на ошибку. Однако, создание и внедрение инноваций, к сожалению, без ошибок не обходится.

Недостаточное финансирование всех элементов инфраструктуры инновационного развития. Механизмы запуска самофинансирующихся программ и инициатив либо отсутствуют, либо несистемны. Государственное финансирование дает начальный толчок в отдельных случаях, однако не является достаточным для запуска и самовоспроизводства таких процессов. Это снижает эффективность использования бюджетных средств.

Развитием и совершенствованием существующей инновационной инфраструктуры активно занимается РВК совместно с другими государственными институтами развития, федеральными и региональными органами власти. Одна из основных задач — радикальное повышение эффективности уже созданной инновационной инфраструктуры: особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д. Все инфраструктурные компании должны четко понимать, как они могут сделать свой бизнес успешным, и для этого необходимо передавать им знания, опыт и удачные практики коллег, уже добившихся результатов.

РВК планирует продолжить создание кластерных фондов. Предполагается оказывать финансовую, административную и инфраструктурную поддержку как по формированию этих кластеров, так и по продвижению их продукции на внутреннем и глобальном рынках. С использованием механизмов государственно-частного партнерства создается большое число сервисных компаний для инновационных бизнесов — как широкого профиля (например, услуги по защите интеллектуальных прав), так и узкоотраслевых (например, услуги по доклиническим испытаниям медицинских препаратов). Наиболее показательные примеры развития этого направления — это Биофонд РВК (узкоотраслевые сервисы в био- и медицинских технологиях) и Инфрафонд РВК (сервисы широкого профиля). Например, в течение 2011 года в Инфрафонд РВК поступило 82 заявки на инвестиции с общей потребностью в инвестициях более 3,7 млрд руб. География поступивших заявок покрывает все федеральные округа РФ. В 2011 году начато формирование инвестиционного портфеля Инфрафонда РВК и принято решение об инвестициях в 9 проектов на общую сумму инвестиций со стороны фонда 267 млн. рублей.

Инновационная инвестиционная инфраструктура должна быть направлена на поддержку бизнеса не только на ранних стадиях его развития, но и на поддержку успешно развивающихся технологических компаний — для их трансформации в более крупные компании.

Совершенно очевидно, что большинство мероприятий по развитию инфраструктуры инновационного предпринимательства должно быть реализовано там, где создаются и работают технологические бизнесы. Поэтому для РВК чрезвычайно важно развитие тесных отношений с регионами.

Сегодня это взаимодействие происходит на трех уровнях. Первый — это заключение договоров о сотрудничестве с руководством регионов, региональными министерствами экономики, региональными технологическими ВУЗами, региональными технопарками и другими инновационно-технологическими региональными структурами.

По состоянию на апрель 2012 года подписано 26 соглашений с Администрациями регионов, 20 — с ВУЗами, 6 — со структурами РАН и 46 соглашений с другими субъектами, заинтересованными в совместной деятельности по развитию инновационно-технологического предпринимательства во всех регионах страны. РВК оказывает партнерам текущую информационно-методическую помощь по вопросам венчурного финансирования, а также экспертную поддержку по отдельным запросам. Совместно с региональными партнерами реализуются программы поддержки технологического бизнеса.

Второй уровень взаимодействия — это управляющие компании региональных венчурных фондов инвестиций и малые предприятия в научно-технической сфере, созданные в 2006-2010 гг. Сегодня их 22, РВК входит в попечительские советы этих фондов, а также проводит экспертизу инновационных проектов, рассматриваемых этими фондами. Главная задача взаимодействия с региональными фондами — это передача управляющим компаниям знаний, опыта и лучших практик венчурного инвестирования. Также чрезвычайно важно продвижение портфельных компаний этих фондов на рынке и общее существенное увеличение объема венчурных инвестиций этих фондов.

Наконец, на третьем уровне находятся венчурные партнеры Фонда посевных инвестиций РВК, которые расположены по всей территории России и которых уже около 100. Венчурные партнеры занимаются поиском, «упаковкой» проектов, формированием и усилением профессиональной команды проекта, поиском частных инвестиций и постинвестиционным сопровождением сделок. Ведь смысл «посева» в одном — дотянуть стартап до следующих раундов венчурных инвестиций, сделать его привлекательным для фондов ранней и средней стадии. Поэтому особенно важна роль сети венчурных партнеров Фонда посевных инвестиций РВК для технологических стартапов «посевной стадии» из регионов. Традиционным венчурным фондам туда попросту не дотянуться.

Венчурным партнерам Фонда посевных инвестиций РВК был предложен упрощенный механизм предварительного рассмотрения заявок. Для получения предварительного мнения Инвестиционного комитета теперь достаточно представить резюме и презентацию проекта. В результате активность венчурных партнеров ФПИ РВК за последний год заметно возросла. И более того, мы близки к отбору региональных венчурных партнеров для развития совместных инвестиций с ними в проекты под их управлением.

На настоящий момент у всех сторон инновационного процесса действительно уникальные возможности. Без сотрудничества с регионами работа института развития невозможна. Успех региона — успех страны.


Место проведения: