Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Леди Рунета: Гульнара Биккулова

14.05.2013
Источник: theRunet

Леди Рунета: Гульнара Биккулова

Interview_gb2«Моя философия жизни очень проста: нельзя лениться или упускать шанс, иначе пропустишь все самое интересное»

Беседу вела Людмила Булавкина


Из досье

Имя: Гульнара Биккулова

Возраст: 37 лет

Образование: кандидат политических наук. Выпускник нескольких международных программ, в т.ч. Nonprofit Management (California State University, Sacramento), Venture Capital (Haas School of Business, University of Berkeley).

Семейное положение: дочь 7 лет

Должность: директор департамента развития и стимулирования инновационных рынков ОАО «РВК»

Особые примечания: Совершенно не публичная, но бесконечно обаятельная


В отличие от Любы Симоновой, всегда готовой к интервью, Гульнара с трудом идёт на откровенный разговор. Зато много и с удовольствием рассказывает про экосистему для стартапов, из общения с которыми и черпает энергию и эмоции.

Людмила Булавкина: Гульнара, у тебя очень интересный карьерный путь. Как он складывался?

Гульнара Биккулова: Я выросла в Магаданской области, училась в Казани. Достаточно рано — в 23 года — защитила кандидатскую. Параллельно работала в некоммерческих организациях, помогающих пациентам с тяжёлыми диагнозами.
В какой-то момент решила подучить английский. Ну, естественно, где как не в правильной языковой среде. Подала несколько заявок на грант, к большому своему удивлению выиграла, выбрала американский грант. Попала по распределению на работу в маленький город Чико в Калифорнии. Там поработала в местном PR-агентстве, научилась с нулевым бюджетом, только на ресурсе волонтёров и сочувствующих делать отличные фестивали слив и персиков.
Потом случайно узнала, что губернатор Калифорнии решил провести эксперимент и набрать в штат молодых ребят для того, чтобы привнести свежую струю в работу своего офиса. Подала заявку и прошла отбор в пресс-службу. Тоже был замечательный период. В Калифорнии энергетический кризис, губернатор собрал отличную антикризисную команду, а я получила бесценный опыт антикризисного PR.
Это был счастливый период самоопределения без каких-либо внешних обязательств.
Потом был переезд в Москву и несколько «стахановских» лет в российском пиаре — в международном агентстве Edelman. Не мне тебе рассказывать — мы вместе прошли эту школу и теперь точно знаем, что нереализуемых задач не бывает. Главные препятствия к достижению целей только в нашей голове.
Потом несколько лет работы в инвестиционной компании в очень творческой команде.
И наконец, РВК. Я здесь уже больше трех лет.
Моя философия жизни очень проста: нельзя лениться или упускать шанс, иначе пропустишь всё самое интересное.

Людмила Булавкина: Гульнара, в РВК ведь редко встретишь лиц женского пола. Как тебе работается в мужском коллективе?

Гульнара Биккулова: В РВК много по-настоящему интересных людей, с которыми приятно работать. Я бы сказала, что в целом в компании сложился «мужской» стиль корпоративной культуры, если так можно сказать: деловой, аналитический, прагматичный. Наверно, это оправданно с учетом того, что вокруг нас бурлит жизнь, полная эмоций, взлётов и падений стартапов, удач и провалов инвесторов. Лично для меня такой баланс очень комфортен. Я очень много энергии и эмоций получаю, общаясь с ребятами-стартаперами, которые рискуют, горят своими проектами и делают просто фантастические вещи.

Людмила Булавкина: Ты коллег-друзей интуитивно выбираешь? Или путем длительного анализа?

Гульнара Биккулова: Знаешь, даже в те времена, когда я считала, что интуиция во мне как класс отсутствует, свои симпатии я не анализировала. Если что-то «кликнуло», то ты сразу понимаешь, что это твой человек.
А интуицию я в себе стала замечать лишь с рождением дочки. И теперь мне это очень нравится, появился дополнительный аргумент в спорах из серии «А мне так кажется. Мне так моя женская интуиция подсказывает». И что на это ответишь?

Людмила Булавкина: Ты ведь не очень публичный человек. Почему?

Гульнара Биккулова: Я недавно пришла на этот рынок и мне пока интереснее развивать себя как эксперта, а не публичного человека.
Пока мне кажется более продуктивным потратить время на то, чтобы помочь конкретному стартапу с конкретной проблемой. Мне постоянно пишут молодые ребята — кто-то просит бизнес-план посмотреть, кто-то фонд посоветовать. Отвечаю в итоге всем, кому могу и успеваю. В свою очередь для меня это возможность погружаться сразу во множество проектов и получать обратную связь от стартапов, чтобы понимать, как РВК могла бы им помогать на более системном уровне.

Людмила Булавкина: Твои близкие не страдают от того, что ты работаешь по выходным?

Гульнара Биккулова: Им, к счастью, не с чем сравнивать. Все привыкли к тому, что я всегда на почте, а после работы в офисе могу уже дома что-то обсуждать по скайпу с партнёрами из других стран.
Я стараюсь и в работе, и дома всё тщательно планировать. Выходные у меня расписаны, чтобы было ярко, насыщенно и с пользой для всех. Стараюсь быть «мамой-праздником».

Людмила Булавкина: Что дочка говорит о твоей работе? Она хочет, как и ты, быть связана с инновациями и интернетом?

Гульнара Биккулова: Когда она была маленькая, я ей попыталась объяснить, что такое «маркетинг». Она это творчески переосмыслила и другим детям объясняла, что мамина работа — помогать другим продавать.
Интернет у неё с рождения и другой жизни дети уже не представляют. Пока её интернет-свободу мы никак не ограничиваем, программы типа «Родительского контроля» не используем. Она сама нашла и общается с друзьями в какой-то детской социальной сети типа «Смешариков». В школе у них тоже свои форумы, электронные дневники. Для детей это что-то абсолютно прикладное и естественное. Они уже не задают вопрос, где можно посмотреть расписание киносеансов, увидеть мастер-класс, чтобы отрепетировать какой-нибудь танец, найти перевод слов для урока английского. Они в этом живут.
Не знаю, кем она будет. Мир так быстро меняется, надеюсь, она сможет чувствовать себя гармонично в этих изменениях.

Людмила Булавкина: Ты производишь впечатление абсолютно самодостаточного человека. Это так?

Гульнара Биккулова: Абсолютно! Иногда до абсурда.
Недавно, например, был такой случай. Еду в аэропорт на такси, всю дорогу болтаем с водителем про пробки, погоду, а по приезду оказывается, что он глухонемой. А мне казалось, что такой живой разговор у нас с ним был!

Людмила Булавкина: Чисто женские привычки у тебя имеются?

Гульнара Биккулова: Боюсь тебя разочаровать. На фитнес у меня времени нет. На шопинг его жалко тратить.
Люблю всё, что приносит новые впечатления, вкусную еду, путешествия, интересные места и людей, спа. Люблю готовить, но не на каждый день, а именно на праздник, что-нибудь необычное.

Людмила Булавкина: А где тогда покупки делаешь?

Гульнара Биккулова: Все онлайн. Даже продукты. Методом проб и ошибок ищу надёжных поставщиков.
Раньше, когда е-коммерс был слабо развит, покупала из необходимости. Теперь легко и с удовольствием.
Начиналось все как раз с детских товаров, 7 лет назад. А теперь онлайн-шопинг полностью закрывает все нужды.
А поскольку меня окружают различные стартапы, всё время открываю для себя новых продавцов, экспериментирую.

Людмила Булавкина: Какие они — эти самые стартаперы? И можешь описать тех, у кого больше шансов на успех?

Гульнара Биккулова: Правильные стартаперы живут на острие моды в широком смысле слова. Чувствуют новизну, дышат новациями. Они не знают слова «нет» или «трудно», верят в себя. Умеют задавать правильные вопросы и слышать ответы.
Успешные стартаперы понимают, как важно собрать правильную команду, которая сможет реализовать проект.
На более развитых рынках, как правило, стартапер — это философия, профессия, образ жизни. Человек делает один проект за другим, становится серийным предпринимателем. Хочется, чтобы в России как можно больше молодых людей считали создание стартапа естественным карьерным выбором для себя.
В России большинство стартаперов один раз что-то попробовали — не получилось — бросили. Их губит разочарование — из-за изначально завышенных ожиданий. Им никто не помог, не объяснил, что неудача — это нормально, надо двигаться дальше.
Вот вспомни, как появился рынок PR лет 20–25 назад в России? Сначала всё было стихийно, неорганизованно, по наитию. А теперь уже факультеты в ВУЗах соответствующие. Профессиональные стандарты. Рынок репутаций игроков.
Также и рынок стартапов. Технологическое предпринимательство, в конце концов, должно стать тоже профессией. Но для этого должны появиться свои авторитеты, экспертиза, истории успеха, среда.
Мне очень нравится, что сейчас в стартапы стало приходить всё больше людей, уже поработавших в традиционных компаниях и имеющих хороший корпоративный опыт. Несколько моих знакомых пробуют себя на рынке в качестве менторов, инвесторов, наёмных менеджеров в стартапы. С точки зрения развития индустрии это очень здоровая и правильная тенденция.

Людмила Булавкина: Роль РВК как раз состоит в формировании стартаперской среды и стандартов рынка?

Гульнара Биккулова: Да, наша задача — развивать рынок венчурных инвестиций в России. Мы достаточно много всего делаем, чтобы на рынок приходили новые инвесторы, а тем, кто уже инвестирует, работалось более комфортно, чтобы развивалась предпринимательская культура и появлялась правильная инфраструктура для стартапов.
Кроме того, мы являемся так называемым «фондом фондов». Мы инвестируем в венчурные фонды, которые в свою очередь инвестируют в стартапы.

Людмила Булавкина: Что ждёт рынок стартапов завтра?

Гульнара Биккулова: Завтра — это когда? Лет через 10? На меньший срок ориентироваться не стоит.
В этом завтра у нас будет много успешных на глобальном уровне технологических компаний, много предпринимателей, за плечами которых несколько бизнесов, много ребят, которые всё знают про то, как создать стартап и не видят к этому никаких препятствий, много российских инвесторов, инвестиционные кейсы которых попадут в учебники ведущих бизнес-школ. В общем, осталось только это завтра приблизить.


Место проведения: