Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Наука побеждать

30.05.2013
Источник: Коммерсантъ Business Guide №27

Наука побеждать

Инновационные центры при предприятиях оборонно-промышленного комплекса производят продукцию как для армии, так и для нужд гражданского населения. Представители предприятий ОПК уверяют, что эта продукция не уступает по качеству зарубежным аналогам. Однако чтобы завоевать свою нишу на рынке, они вынуждены продавать свои товары дешевле, чем их зарубежные конкуренты.

Анна Героева

Оборонный локомотив

Решение оборонных задач во всем мире является локомотивом технологических и маркетинговых прорывов. «Оборонный комплекс во всем мире развивается интенсивно и прогрессивно — большинство выдающихся технических решений (изобретений) изначально нашло свое место именно в военной продукции и только после этого было внедрено в продукцию гражданского назначения», — говорит BG начальник научно-исследовательского центра «Бюро оборонных решений» Министерства обороны РФ Антон Тюрин.

Во времена СССР более 80% продукции гражданского назначения, такой, как телевизоры, радиоаппаратура, фотоаппараты, стиральные машины, пылесосы, оборудование для других отраслей народного хозяйства (лёгкой, транспортной, тяжёлого машиностроения и др.), производилось силами ОПК, но со временем эти товары перестали покупать. «В оборонных отраслях важным показателем является соотношение между военным и гражданским производством (в конце 1980-х годов оно составляло в России 50% на 50%, а в 1993 году объем военного производства упал до 5%, а гражданского вырос на несколько процентов)», — говорит BG директор департамента развития инфраструктуры, член правления ОАО РВК Андрей Введенский.

Падение спроса на товары народного потребления, произведённые силами разработчиков научно-технических центров ОПК, как считают представители предприятий оборонной промышленности, было связано в первую очередь с повышением покупательской способности, ростом конкуренции на рынке. По словам представителя серпуховского завода ОАО «Металлист», производившего в советские времена системы ориентации и стабилизации летательных аппаратов, а в 1980-е годы ещё и пылесосы «Тайфун», завод получал неплохие деньги от продажи гражданской продукции. «Люди покупали наши хорошие пылесосы. Однако в 1990-е годы на российский рынок стали поступать пылесосы зарубежного производства, а у людей к тому моменту появились деньги и выбор: они могли пойти в магазин и купить продукцию LG или Samsung. Предпочтение они стали отдавать зарубежным аналогам, и производство пылесосов пришлось свернуть», — говорит BG сотрудник отдела маркетинга и сбыта ОАО «Серпуховский завод “Металлист”» Сергей Горячко.

Товары без погон

Предприятия ОПК и сейчас разрабатывают и производят товары широкого спроса. Например, столичная компания ЗАО «МЕТТЭМ-Производство» выпускает дверные замки с 1992 года: именно тогда в одном из цехов оборонного завода «Молот» открылось производство бытовых сувальдных замков. «Затем появился цилиндровый замок для противопожарных дверей с межосевым расстоянием 85 мм для раздельной фурнитуры. Сейчас на заводских мощностях производится несколько моделей замков. Например, электромеханический замок-невидимка МЕТТЭМ, который управляется дистанционно, не имеет внешних признаков установки в двери, может быть подключен к компьютеру или сотовому телефону, сирене, что открывает самые широкие возможности для использования такого запирающего устройства», — рассказал BG представитель ЗАО «МЕТТЭМ-Производство».

Другой успешный пример — петербургское ОАО ЛОМО. Компания производит и реализует оптико-механические и оптико-электронные приборы и, наряду с лазерными датчиками высоты облаков, приборами ночного видения и лазерами, производит ещё около десяти серий микроскопов по заказу Министерства здравоохранения РФ. Компания изготавливает любительские телескопы и телескопы для научных исследований. «Телескопы ЛОМО установлены во многих странах мира. Гордость ЛОМО — установленный в России крупнейший телескоп БТА с диаметром зеркала 6 м», — говорит BG представитель компании.

ОАО «НПО “Высокоточные системы”» кроме противотанковых ракетных комплексов и штурмового вооружения, средств автоматизированного управления ракетным и артиллерийским вооружением и зенитных комплексов ближнего действия уже несколько лет производит семь видов спортивного и охотничьего оружия, а также барометры, монтажные пистолеты, пожарные помпы, горно-геологические компасы, метеокомплексы, метеостанции.

Представители российских инновационных фондов высоко оценивают качество инновационных разработок на предприятиях российского ОПК. «Качество разработок и технологий российских компаний по-прежнему на мировом уровне, но стадии вывода на рынок технологий в продукт и организации серийного производства — серьёзный конкурентный недостаток российского производителя», — констатирует Андрей Введенский.

Продаем дешево

Большинство инновационных разработок предприятий российского ОПК пока не превратилось в качественный рыночный продукт только потому, что у предприятий отсутствуют грамотные маркетинговые стратегии, уверены опрошенные BG эксперты. Вывести свою разработку на рынок и продать её удаётся немногим. В организации под названием «Система перспективных военных исследований и разработок» (СПВИР) Министерства обороны Российской Федерации BG сообщили, что ещё одной помехой коммерциализации инноваций в российском ОПК является нежелание частного капитала участвовать в работе над ними. «Ещё в 2012 году сотрудниками научно-исследовательского центра “Бюро оборонных решений” Минобороны России был инициирован проект создания биоинженерной печени (шифр “Прометей”), которую можно было бы применять на госпитальном этапе медицинской эвакуации. В настоящее время сотрудниками того же центра активно прорабатывается проект создания заменителя крови. В современных условиях все эти проекты имеют скорее гражданское применение, но силами гражданских инвесторов, без участия военного ведомства с его огромными денежными резервами, потянуть эти проекты не получится — со стороны бизнеса нет никакой заинтересованности: слишком долго нужно ждать результата», — заявили BG в СПВИРе.

Коммерциализировать свою инновационную разработку удается только тем оборонным предприятиям, которые заинтересованы в диверсификации производимой ими продукции. Например, ОАО «Концерн радиостроения “Вега”» помимо того, что производит комплексы беспилотного базирования, комплексы космического базирования, оборудование для управления воздушным движением и т.д. налаживает и серийный выпуск мобильных комплексов забора и заготовки крови и оборудования для стерилизации изделий медицинского назначения однократного применения, постельного белья, спецодежды и т.д.

На предприятии рассказывают, что разрабатывать и делать медицинское оборудование они решили несколько лет назад по двум причинам. Первая: предприятиям, входящим в концерн и к тому моменту ставшим акционерными обществами, не хотелось жить только на заказе от Министерства обороны, а вторая — необходимость производить продукцию для гражданских нужд. «Необходимость производить именно гражданскую продукцию действительно есть. Чтобы инновацию, разработанную неким научно-техническим центром, применили в оборонной сфере, надо основные элементы её производства протестировать на продукте гражданского применения, чтобы снизить риск срыва в технологической цепочке. То есть происходит процесс, обратный процессу внедрения военных технологий в производство гражданских товаров, — говорит BG заместитель генерального конструктора по инновационным проектам ОАО «Концерн радиостроения “Вега”» Александр Фролов. — Мы создали внутреннюю инновационную корпоративную систему. Мы сами проводим всю цепочку: от разработки чертежа инновационного проекта до его коммерциализации».

По словам Александра Фролова, развитие новых разработок, в том числе гражданской направленности, на предприятиях концерна «Вега» возможно за счёт собственных источников — это прибыль, которую компании, входящие в концерн, получают от работы над коммерческими проектами. У концерна «Вега» есть программа и стратегия инновационного развития (приняты в 2011 году), в рамках которых предприятия концерна разработали два проекта: малогабаритный линейный СВЧ-ускоритель электронов с локальной биозащитой и системой автоматизированного управления, предназначенный для стерилизации белья и прочих медицинских принадлежностей — «Радуга», и мобильную станцию переливания крови.

Перед концерном «Вега», продолжает Александр Фролов, сегодня стоит амбициозная задача — замещение импортной медтехники, которая сейчас составляет 80% рынка. Но ажиотажного спроса на продукцию концерна «Вега» пока не наблюдается: удалось продать два комплекса стерилизации медицинских принадлежностей и одну мобильную станцию переливания крови Федеральному медико-биологическому агентству и администрации Московской области. Впрочем, на «Веге» не теряют оптимизма. «Мы готовим нашу медтехнику к серийному производству. Уверен, она найдёт своих потребителей. В концерне “Вега” доля инновационной гражданской продукции, которая сейчас составляет 5-7% от оборота, к 2017 году должна достигнуть 20%», — говорит Александр Фролов. Одним из эффективных способов привлечения покупателей господин Фролов считает демпинг: отечественная медтехника уже сейчас, по его словам, в три раза дешевле, чем зарубежная, которая продаётся по завышенным ценам.


Место проведения: