Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Ключ к развитию инновационных сообществ

18.07.2013
Источник: ПОЛИТ.РУ

Ключ к развитию инновационных сообществ

24 июня прошел очередной экспертный семинар РВК, на котором обсуждались возможные модели развития инновационных сообществ в России.

Основной докладчик Евгений Кузнецов, сотрудник Сколтеха и Института Миграционной Политики (Вашингтон), построил свое выступление на нескольких «притчах». В них он попытался проиллюстрировать два своих основных тезиса: во-первых, то, что для развития инновационных систем вовсе необязательна благоприятная экономическая и институциональная среда, во-вторых, успех приносят не только варианты реформ сверху или снизу, а и те, что идут «сбоку», с периферии элитных сообществ.

В качестве первого примера докладчик привел Аргентину. По его собственным словам, это «страна кривых зеркал». Это связано с тем, что по данному региону даже нет достоверной экономической статистики, так как имеющаяся была сфальсифицирована властями, чтобы скрыть гиперинфляцию. Однако именно в Аргентине развились две вполне успешные отрасли: производство вина и производство технологий и оборудования для безотвальной вспашки. «15-20 лет назад возник кластер по производству вин. А уже сейчас во всех магазинах полно вина из Аргентины. Они завоевали 2% мирового рынка», – подчеркнул Кузнецов. Можно сказать, что в этой отрасли действительно случился феномен инновационного развития. Но сельскохозяйственным сектором успехи Аргентинской экономики не ограничиваются, например, известная аргентинская фирмы «ИНВАП», занимается созданием экспериментальных ядерных реакторов.

Как же получилось, что в Аргентине с ее ужасной институциональной средой смогли успешно развиться эти отрасли? Одну из основных причин Евгений Кузнецов видит в «живчиках», которые преданы своему делу и делают его, несмотря ни на что: «Они похожи на «пассионариев» Гумилева, но с элементом занудства… Они - серьезный институт, который и надо воспринимать всерьез». «Живчикам» только на пользу, что «представители власти не душат в объятиях» их проекты, но, тем не менее, они стараются использовать различные государственные программы.

Еще одна успешная модель - сетевая. И здесь интересен пример Тайваня. Евгений Кузнецов рассказал, что в этой стране в конце 70-х - начале 80-х годов министр без портфеля Ли, бывший инженер, задумался над созданием некоего аналога кремниевой долины: «Он называл проект «родственником» Силиконовой долины, но понимал, что на Тайване то же самое не получится». Первой задачей для него стало налаживание контактов с тайванской диаспорой в США. Благодаря помощи единомышленников из-за рубежа, и, используя научную инфраструктуру своей страны, ему частично удалось реализовать свои планы: «Правительство хотело выглядеть хорошо, поэтому научная инфраструктура была предоставлена. Были созданы два пилотных фонда… Потом, когда банки увидели успешность этой, поначалу казавшейся «детской игры», они тоже подключились».

Кузнецов также привел пример норвежской нефтяной компании Statoil ASA. Когда пришло понимание, что нельзя вести все инновационные разработки в рамках одной компании, руководство выделили часть научно-технических компетенции в отдельные кластеры. Это в скором времени принесло ощутимый успех.

В конце выступления докладчик перешел к России. Во-первых, на его взгляд, надо создать среду для тех самых «живчиков». И здесь речь идет и о реформе в сфере образования. Но Кузнецов не считает, что надо пытаться менять университетскую систему: «Университеты наряду с церковью единственные оставшиеся средневековые учреждения. Они очень консервативны и слабо поддаются реформированию». Речь идет о создании большого количества отдельных лабораторий, которые позволят работать людям, занимающихся инновационными проектами. Во-вторых, сейчас есть насущная необходимость внедрения инновационных технологий в нефтегазовую отрасль. Это естественная нужда в инновационных технологиях и будет стимулировать их развитие.

Ведущий семинара генеральный директор ОАО «РВК» Игорь Агамирзян согласился с идеей о возможности реформ сбоку: «У меня впечатление, что нужно уходить от прямолинейного принуждения к инновациям и использовать более сложные и изощренные стратегии продвижения их в обществе» - сказал он.

Второй докладчик Микаэл Горский, советник ОАО «РВК», рассказал экспертам о другой модели инновационного развития, так называемой «Demand-driven innovation policy». Начал он с шутливой ремарки: «Когда грабителя Вилли Саттона спросили, почему он грабит банки, он ответил, что в банках есть деньги. Если бы Саттон занимался инновациями, он пошел бы туда, где есть деньги». А основные деньги в России, на взгляд Горского, крутятся вокруг «Газпрома», расходов на ЖКХ и образования. Он считает, что именно из этих «рогов изобилия» и должны идти заказы на инновации, что собственно и составляет суть «demand-driven policy».

При реализации модели, на взгляд докладчика, в первую очередь, необходимо представлять то, что хочешь получить в будущем: «Государство должно иметь четкую картину будущего. Прогноз важен. Без него модель не реализуется». Причем цель в построении модели должна быть прописана четко, все параметры должны быть ясными и исчисляемыми.

Следующий шаг, это собственно и есть реализация закупок. «Необходимо прописать, чтобы все министерства и ведомства закупали что-то инновационное или хотя бы немножко инновационного», – считает Горский. Выработку нормативов должно держать в своих руках государство. Докладчик привел в пример Францию, где существует отдельное министерство инноваций.

Во время обсуждения стало понятно, что подход Горского поддержали не все. Игорь Агамирзян отметил, что проблемы в реализации модели начинаются уже с построения прогноза. «Практика показывает, что будь то научно-обоснованный форсайт по методу Дельфи или футурологический роман, прогноз всегда оказывается неверным», - считает он: «даже когда большинство научных трендов было учтено, всегда оказывались кардинально важные детали, не указанные в этом прогнозе». В качестве подтверждения этой мысли он привел «убийственный» пример: до 1990 года никто ни профессиональные футурологи, ни фантасты не предрекали, что к середине 2000-х годов мобильная связь станет общедоступной. А именно она стала основным драйвером мировой экономики. «По поводу госзакупок, можно только сказать, что у нас в стране зашкаливающие масштабы коррупции. По поводу государственного регулирования для стимулирования: на одном заседании комиссии по модернизации я сказал, что хорошо бы использовать регулирование, чтобы простимулировать технологическое развитии и инновации. И получил правильное возражение - в наших условиях главное не мешать, а рассчитывать, что сможем чем-то помочь» - заключил Агамирзян.


Место проведения: