Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Эксперты выделили новые профнаправления для ИТ

26.11.2013
Источник: PCWEEK

Эксперты выделили новые профнаправления для ИТ

Развивающиеся технологии меняют многие устоявшиеся понятия и оказывают влияние на экономику в целом. ИКТ во всех индустриях изменили бизнес-процессы, появилось множество междисциплинарных сфер деятельности, что породило спрос на новых специалистов. Тем не менее, несмотря на изменившиеся запросы рынка, вузовская подготовка кадров остается на прежнем уровне.

Усилиями ряда экспертов – из Российской венчурной компании, Российской ассоциации электронных коммуникаций, рекрутерских агентств Pruffi и HeadHunter, а также РИА «Новости» – в конце 2013 г. был запущен исследовательский проект «Кадры в ИТ и инновациях», организованный для изучения вопросов, которые возникают в данной области. Главный редактор журнала «Интернет в цифрах» Дмитрий Чистов обозначил задачу проекта как «исследование влияния новых технологий на кадровый рынок и систему подготовки и переподготовки кадров, формирование представления о ближайшем будущем ИТ-кадров, разработку рекомендаций для образовательных структур, вузов и компаний и создание навигационного инструмента, помогающего найти нужные кадры».

Первым в рамках проекта стало исследование «Профессии и профессионалы будущего». На рынке труда уже давно отмечена тенденция несовпадения вузовского образования с запросами работодателей. Авторы исследования решили выяснить, каково отношение современных студентов к образованию в целом и будущей профессии в частности, что они знают о новых направлениях в ИТ, есть ли у них опыт работы и испытывают ли они желание создать собственный бизнес. Респондентами стали 500 студентов технических вузов (ВШЭ, МФТИ, МИФИ, МГУ, СпбГУ, БГТУ, Станкин), инвесторы, топ-менеджеры компаний и аналитики.

По данным опроса, в ближайшие 5–7 лет наиболее востребованными у студентов и работодателей станут такие направления, как компьютерная лингвистика и искусственный интеллект, робототехника и ПО для роботов, 3D-проектирование и печать, дополненная и виртуальная реальность, облачные технологии, ИТ в образовании, «умные» города, биоинформатика и ИТ в медицине, информатика в статистике, Интернет вещей. На стыке дисциплин развиваются новые технологии и, следовательно, появляются новые профессии – дататехнолог, инженер облачных вычислений, психолингвист, специалист по умным сетям электроснабжения, медицинский робототехник, генетический консультант, дизайнер имплантов, дизайнер ГМО, дизайнер микроорганизмов, архитектор виртуальной реальности, оператор дронов и т. п.

Как считает директор по маркетингу и PR кадрового агентства HeadHunter Ольга Мец, в настоящее время обозначилась глобальная проблема образования: рынку труда требуются специалисты, обладающие фундаментальными знаниями сразу в двух областях. Однако никакие вузы в мире не готовы удовлетворить подобные запросы работодателей. «Пока что часть этого образования лежит на стороне компаний, которые берут специалиста, доучивают его», – констатировала представитель рекрутинговой компании.

Опрос показал, что большинство из тех, кто сейчас получает профильное высшее образование и в дальнейшем планирует работать по специальности, весьма высоко оценивают качество получаемого образования и хотят учиться дальше. Лишь 14% опрошенных студентов заявили, что не будут продолжать образование после получения диплома.

Авторы исследования выяснили также осведомленность нынешних студентов о новых направлениях в ИТ и проявляемый к ним интерес. Самым популярным оказалось направление компьютерной лингвистики и искусственного интеллекта: 33% опрошенных изъявили желание в будущем работать в данной сфере. Помимо этого довольно высокий уровень заинтересованности, по 28%, вызвали робототехника, 3D-печать и решения в области дополненной реальности.

Более 80% опрошенных имеют опыт постоянной или разовой работы, 27% работают на постоянной основе (из них чуть более половины, 55% – по специальности).

Опрос выявил также, что 50% студентов и выпускников готовы формировать будущие предпринимательские команды со своими соучениками; не хотят делать бизнес с сокурсниками 22% респондентов, а 15% опрошенных готовы создать собственный бизнес по специальности. Данную ситуацию прокомментировал директор департамента стратегических коммуникаций Российской венчурной компании Евгений Кузнецов: «Во многих отраслях, прежде всего в ИТ, волна молодых стартапов – тех, кто бросает университеты и идёт делать бизнес, — это абсолютно типичная яркая ситуация, потому что слишком широко открылось окно возможностей, слишком быстро можно ворваться и начать делать крупный бизнес буквально с нуля, и этим грех не воспользоваться».


Место проведения: