Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

«Российские компании не готовы к глобальной конкуренции» / Инфраструктура

20.12.2013
Источник: Коммерсант

Российские компании не готовы к глобальной конкуренции

Для создания и развития технологичных компаний мало иметь деньги – нужно еще обладать целым рядом навыков, которых в типичном российском вузе не получишь. Как ликвидировать этот пробел, рассказывает директор департамента стратегических коммуникаций Российской венчурной компании (РВК) ЕВГЕНИЙ КУЗНЕЦОВ.

– Зачем РВК заниматься обучением?

– Есть ошибочное представление, что новации и развитие технологий, модернизация — это прежде всего вопрос, связанный с инвестициями или инфраструктурой. Но в последнее время в России понастроено много технопарков, инкубаторов, запущены программы развития — стало ясно, что главный барьер в головах. Люди, увы, не всегда осознают границы своей компетентности, а реальный опыт технопредпринимательства есть у единиц.

Важный дефект российских стартапов: в команде обычно нет полного набора компетенций. Есть девелопер — нет человека по рынкам. Есть маркетолог — нет человека, который умеет управлять развитием компании. Российские компании собраны из полуфабриката. В результате они не получают денег, потому что инвестор просто не испытывает доверия к команде, не видит тех, кто умеет выигрывать на федеральном или глобальном рынке.

– Этому можно научить?

– Есть определенные инструменты. Например, мы проводим несколько международных тренинговых программ типа Deep Dive в Пало-Альто или Startup Access в Бостоне, чтобы российские стартапы погружались в ту среду и у них появлялось представление о механике глобального рынка.

В Новосибирске мы второй год поддерживаем летнюю и зимнюю школы, которые сфокусированы на конкретном наборе практических навыков, которыми должен владеть создатель компании: как взаимодействовать с инвесторами, как структурировать проект, как устроены рынки, как создавать команду. Эталоном здесь стала программа стартапов в Бостоне, где менторское сообщество и стартапы взаимодействуют друг с другом, Академпарк эту модель имплантировал себе.

Очень успешна межвузовская программа GameChangers в Петербурге, которую активно поддерживают компании–лидеры IT-сообщества города. Она учит людей развивать рынки, даже не продукты, готовит их для компаний с глобальными перспективами.

Мы проводим более 60 школ и консалтинговых сессий, в которых приняло участие только в этом году около 5 тыс. человек. Мы учим конкретным навыкам создания компании и продукта, делаем тренинги, краш-тесты, формируем понимание рынка. Видим и результаты – к примеру, после консалтинговых сессий в компании уже идут первые сид-инвестиции, растут продажи. Этим образовательным программам уже много лет, мы видим, что число грамотных фаундеров, особенно в регионах, растет.

Это обостряет другую проблему рынка: если все больше стартапов, значит, нужно все больше бизнес-ангелов, фондов, корпораций, которые готовы покупать технологические продукты и компании. Также не хватает опыта трансфера технологий в академической и университетской среде. Потому мы занимаемся не только стартапами, но и учим разных игроков экосистемы эффективному взаимодействию между собой: учим крупные компании работать с университетами, университеты – работать с фондами и стартапами, специалистов технопарка – работать с менторами и бизнес-ангелами и так далее.

– Обучение менеджменту инноваций в компаниях проседает, несмотря на то что есть кафедра менеджмента в МФТИ, программы в «Вышке» и в РАНХиГС?

– Эти программы – как раз те, которые относительно успешны. Например, в НИУ ВШЭ мы эту программу собирали вместе с iR&D-клубом, который создавали вместе с Минэкономики. Но это пока не системная история. Нужна общая перестройка образования в технических университетах. Подавляющее большинство вузов крайне консервативны, идею предпринимательской культуры и технологической деятельности не подхватывают. Молодежным предпринимательством увлеклись, но для проформы, а основной инноватор в университетах должен быть профессор-предприниматель! Поэтому мы начали учить руководство вузов, так как приказом это не внедряется... Результат появится не завтра – нужно три-пять лет, нужно менять принципы управления в университетах и институтах...

В этом году мы провели три образовательные программы для руководства ведущих университетов: одна группа училась в MIT в Бостоне, другая – в Англии (Кембридж, Оксфорд и Лондонский университет), третья – в Сингапуре и Гонконге. Мы каждый раз вручную собирали программу, чтобы в ней не было никаких теоретических лекций, никакой агитации за инновации – исключительно конкретные вещи. Например, как работать с выпускниками – это суперважная история, потому что это не только источник денег для эндаумента, но и источник контрактов на разработки, менторов, бизнес-ангелов и так далее. Уже видим движение: некоторые университеты учли опыт, и он включен в «дорожные карты» их развития по программе «5-100».

– Вы можете оценить эффективность ваших затрат?

– Косвенно мы не одни воздействуем на систему и не все воздействуют конструктивно... Мы посчитали, сколько привлекли 24 компании–финалиста конкурса БИТ за 2011-2012 годы – около $25 млн. (А в БИТ/Generation S, в отличие от других конкурсов, образование – ключевой компонент.) Это около $1 на 1 руб. наших затрат. Это эффективнее, чем инвестиционные инструменты: там мультипликатор 30 – очень большая редкость. Образование дает не быстрый, но определяющий эффект, без него инвестиции не только бесполезны, но часто опасны для стартапа.

Интервью взяла Татьяна Солюс


Место проведения: