Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Корпоративные венчурные фонды: вход сбоку

22.04.2014
Источник: Деловая среда

Корпоративные венчурные фонды: вход сбоку

Жаворонкова Ирина
Деловая Среда

Частные и государственные венчурные фонды, бизнес-ангелы и гранты — этим список мест, где стартапер может получить финансирование на развитие своего проекта, не исчерпывается. Есть еще деньги крупных компаний и корпораций, которые вкладываются в интересные им технологические проекты. Государственный фонд фондов РВК и Клуб директоров по науке и инновациям (iR&Dclub) в 2012 году провели первое исследование по теме и выяснили, что некоторые корпорации готовы инвестировать в стартапы, но у них нет соответствующих механизмов. Руководитель iR&Dclub Владимир Костеев рассказал «Деловой среде» о том, как предприниматель может воспользоваться желанием крупных компаний и госкорпораций успеть за инновациями и высокими технологиями. Он надеется, что в 2014 году в России появятся первые публичные раунды венчурного финансирования от госкорпораций.

Боковой вход

Напрямую корпоративные деньги стартаперам почти недоступны. Создавать фонды готовы не все компании и госкорпорации, и даже прямое указание президента вряд ли способно в ближайшие несколько лет спровоцировать поток корпоративных венчурных инвестиций на рынок — просто потому, что создание таких фондов — процесс очень долгий, которому необходимо преодолеть все тернии корпоративных стандартов, обязательств и правил. От идеи создать фонд до собственно инвестиций проходит как минимум два-три года.

Ни одна крупная компания не станет покупать у стартапера его продукт

Дверь для стартапов в корпорацию открывается с трудом и скрипом. Стучаться в отдел закупок почти бессмысленно: ни одна крупная компания не будет покупать продукт, который еще не опробован, не прошел испытаний, не доказал свою эффективность и не имеет рекомендаций с рынка. Это огромные риски, а у компаний нет инструментов вложения в такие рисковые проекты (даже с точки зрения налогового и бухгалтерского учета).

Но часто крупные компании создают стартаперам «боковой вход»: это конкурсы, инкубаторы, гранты.

Например, так работают «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ, компания частная, но принадлежит Газпромбанку), которые проводят конкурсы совместно с Уральским федеральным университетом. Похожий вариант продвигают, например, госкорпорация «Ростех», МТС и некоторые финансовые институты. Есть много конкурсов разной степени зрелости и разной степени открытости.

К кому есть смысл идти за инвестициями

Идти за инвестициями можно к двум компаниям IT-сектора: Softline и Qiwi («Деловая среда» уже рассказывала о Softline Venture Partners и Qiwi Venture). Они действуют как классические корпоративные венчурные фонды.

Кроме того, есть еще несколько компаний (в их числе «Лайф. Среда», LETA Capital, Сбербанк, «Яндекс»), которые участвуют в сделках на венчурном рынке.

Этим списком, пожалуй, все и исчерпывается.

«Боковые входы» есть у многих компаний. Главное — их найти

Большая часть крупнейших российских компаний, которые могли бы вкладываться в инновации,— структуры с госучастием, они «раскачиваются» дольше. Хотя есть данные о намерениях ряда компаний создать собственные венчурные фонды. Это, в частности, «Ростелеком», «Русгидро» и «Газпром». Последний уже несколько лет анонсирует эту идею. РВК совсем недавно совместно с Раменским приборостроительным конструкторским бюро создала фонд «Гражданские технологии ОПК».

Ориентируясь на этих игроков, можно уже сейчас попробовать создавать что-то в интересных им сферах. Кроме того, стоит учесть западные тенденции, где одни из самых активных игроков корпоративного венчурного рынка — нефтяные компании, которые активно вкладываются в «чистые технологии», а также IT и фармацевтика во всех ее видах. В России пока нет публичных кейсов в этих сферах — кроме уже упомянутой IT-отрасли.

Советы стартаперам: как попасть в поле зрения корпораций

Если еще пару лет назад крупным компаниям и тем более госкорпорациям было не очень интересно, что происходит на венчурном рынке, то сейчас они перестали воспринимать инноваторов как «детский сад» и рассказывать о том, как им надоело «слушать этих юных клоунов». Внутренние конкурсы и инкубаторы стали очень модными: большие люди из серьезных компаний начинают понимать, что это поможет удержать собственных креативных сотрудников, которые не хотят копать «от сарая и до обеда». А вместе с ними можно привлечь идеи и таланты с рынка, поэтому серьезные дяди в костюмах теперь сами ходят по разным конкурсам (предпочитая, впрочем, те, что проводятся при помощи государственных институтов развития,— РВК и «Сколково»).

Многие серьезные дяди в дорогих костюмах перестали относиться к стартаперам как к «юным клоунам»

Раз интерес есть, нужно попытаться попасть в поле зрения корпораций. Молодым ребятам, которые делают потенциально интересные корпорациям проекты, могу дать несколько советов:

  • Участвуйте в конкурсах, которые проводят компании и институты развития.
  • Будьте готовы продать свою компанию — самостоятельно вырасти до Facebook или Google (особенно если ваша разработка предназначена для определенной индустрии) почти невозможно, 90% всех стартапов рано или поздно становятся объектом для поглощения.
  • Не ограничивайтесь российским рынком, пробуйте привлечь внимание мировых игроков. В России публичные примеры успешных сделок такого рода пока единичны, но в других странах это обычное дело.

Место проведения: