Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Своего рынка мало

01.07.2014
Источник: Российская Газета

Своего рынка мало

Московские технопарки развивают международное сотрудничество.

Столичные технопарки не испытывают недостатка спроса на свою инфраструктуру — заявки на площади постоянно растут, отметили участники саммита технопарков и стартапов, который прошел на 3-м Международном инновационном форуме и фестивале rASiA.com.

В июне, например, были сданы новые площади «Технополиса Москва», на которые выстроилась целая очередь, рассказал его генеральный директор Игорь Ищенко. Причем центром притяжения для резидентов, по его словам, становятся не льготы, которые предоставляет площадка (например, редуцированный налог на прибыль), а его энергетические мощности. Привлекает компании и то, что технополис развивается по концепции «все в одном» — он предоставляет и производственные площади, и офисные, а в планах — создание детских комнат и строительство отеля, полной инфраструктуры для жизни. «Чтобы можно было не только работать, но и было где поесть, и ногти подпилить», — рассказал Ищенко.

Участники саммита отметили, что столичные технопарки сегодня не конкурируют между собой, потому что каждый из них развивает свое направление и решает свою задачу. Например, «Технопарк Строгино» работает вместе с инкубатором, где еще не сформировавшиеся компании, а только идеи. Они выращиваются и забираются в технопарк, соответственно, производственные циклы там создаются под конкретные нужды конкретных предприятий. Генеральный директор технопарка Сергей Теплов отметил, что российского рынка уже мало — компаниям надо выходить на международные рынки, хотя это и непростая задача. Решать ее помогают деловые контакты ассоциаций, куда входит технопарк. В частности, он сотрудничает с площадками в Финляндии и Германии. Это сотрудничество двустороннее — то есть и иностранные компании благодаря ему получают возможность прийти в Россию — «не самый маленький рынок в мире», как подчеркнул Теплов, и наладить здесь свои производственные мощности.

«Вопрос «как привлечь иностранные стартапы в Россию» — это то же самое, что и вопрос «как привлечь иностранные инвестиции». У нас не самый лучший инвестиционный климат, поэтому надо создавать условия, чтобы технологическим компаниям было интересно здесь работать», — сказал эксперт. По мнению заместителя генерального директора Научного парка МГУ Василия Петреченко, мотиваций для того, чтобы делать бизнес в другой стране, может быть несколько. Главные преимущества — это дешевый капитал, дешевая рабочая сила и устойчивые рынки сбыта. Россия сегодня не может похвастаться ни одним из этих преимуществ, однако еще недавно была ситуация, когда начинать здесь стартап было выгодно благодаря большому предложению денег от институтов развития. Сейчас, по словам Петреченко, «гайки подзакрутили».

Впрочем, московские власти по-прежнему заинтересованы в развитии в столице технопарков и новых «очагов притяжения« для высокотехнологичного бизнеса. Так, до конца этого года в городе появится новый технопарк — «Технопарк МФТИ», который создается на базе Московского физико-технического института. Кроме того, город продолжает поддерживать предпринимателей с помощью субсидий. В конце июня Центр инновационного развития департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы начал прием заявок на получение целевой субсидии для инновационных компаний. Она выдается предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с организацией или расширением производства продукции на основе внедрения и промышленного освоения результатов научно-технической деятельности. Финансирование идет за счет бюджетных средств, предусмотренных подпрограммой «Москва — инновационная столица 2012-2016 гг.» и госпрограммой города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.». Размер субсидии для одной компании составит 1-20 млн руб. (но не более 50% фактически понесенных и документально подтвержденных затрат). Общий объем выделяемых на эти цели средств составит 329 млн руб.


Место проведения: