Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

РВК связала науку и журналистов

16.07.2014
Источник: Полит.ру

РВК связала науку и журналистов

Новый образовательный проект, направленный на развитие связей между научным и медиа-сообществом, был запущен РВК 10 июля в Москве. На площадке «Коммуникационной лаборатории» собралось более 200 представителей науки и образования, бизнеса и СМИ, которые обсудили, что мешает ученым и журналистам понимать друг друга. Участники проекта узнали, сколько в стране профессиональных научных журналистов, какой процент россиян читают научные новости, за что ученого непременно засмеют коллеги, почему скоро в мире не останется университетов и какую роль в современной поп-культуре играют ускорители частиц, сообщает SPN Communications.

«Лабораторную работу №1» открыл руководитель службы развития инновационной экосистемы ОАО «РВК» Георгий Гоголев наблюдением о том, что в реальном семантическом облаке почему-то присутствует слово «рота». «Если мы сейчас всех построим, нашу науку ждет специфическое будущее», - грустно усмехнулся он. В качестве напутствия Георгий привел пример Дельфийского университета, с ректором которого недавно общался. Для ректора, как оказалось, было крайне важно, что его репутация складывается из открытий, сделанных внутри университета. «В целом, когда деятельность исследовательской организации освещается, ученым легче двигаться вперед и легче даже общаться со своими близкими. Желаю российской науке постепенно открываться и становится известной во всем мире, мы этого достойны».

Председатель совета директоров IABC (Международной ассоциации бизнес-коммуникаторов), консультант Майкл Амбьорн поделился принципами построения коммуникаций на Западе. Главное понятие, которое он посоветовал держать в голове коммуникатору — это align, то есть выстраивание всех ресурсов организации в единую линию для достижения максимального результата.

По случаю старта проекта навестил родину биохимик Дмитрий Кузьмин, сейчас работающий в UniversityCollege в Лондоне. Он напомнил представителям науки о том, что в окружающем мире есть немало аудиторий, о которых они часто забывают: это и медиа, и грантодатели, и индустрия, и власть. «Часто бывает, что публика успевает убедить власть в том, что научные разработки вредны и опасны раньше, чем это сделают ученые».

Директор по коммуникациям Московского физико-технического института Валерий Левченко поделился опытом выстраивания системы внешних коммуникаций научного вуза, обращая внимание на особенности коммуникации с разными целевыми аудиториями — например, ярко выраженная сезонность и цикличность. Валерий поделился наблюдением из собственного опыта: живые научно-популярные новости для университета — отличная возможность попасть в иностранные СМИ.

Сразу после этого началась дискуссия «Наука и СМИ: на чьей стороне мячик». Обсуждение собрало спикеров, представляющих различные заинтересованные стороны процесса производства и распространения знаний. Основная проблема была сформулирована так: ученые и СМИ не всегда способны понять друг друга. По поводу главного вопроса, входит ли в принципе в обязанности ученого популяризировать то, что он делает, мнения высказывались разные: от «Это не моя работа» до «Это наш с вами долг».

«Заставлять, например, математиков рассказывать о своей работе простым языком просто нечестно, — считает биоинформатик Михаил Гельфанд. — Этот материал нельзя изложить просто. Я думаю, проблема не столько в языке. Я видел много пресс-релизов о том, где, кто выступал с какой темой, даже с содержанием. Но я всегда вижу одно: там нет истории. Науку можно сделать захватывающей историей. А вот голыми фактами заинтересовать публику довольно сложно».

После обеда участников ждала интерактивная часть: пространство DITelegraph поделили на шесть зон, в которых одновременно шли воркшопы и мозговые штурмы по прикладным темам, касающимся научных коммуникаций, отдельно обсуждалась идея нового сервиса — агрегатора научных новостей.

Социолог и специалист по форсайтам Георгий Гофбауэр провел короткую (на три часа) форсайт-сессию по тому, как будет выглядеть информационное поле в науке и образовании через несколько лет. Собравшиеся сочли, что основным драйвером популяризации науки в ближайшие годы должны стать механизмы, связанные с крауд-технологиями (общественное финансирование и вовлечение публики в процесс исследований). Второй вывод форсайт-сессии был еще менее очевиден: поскольку научные знания становятся все более доступными, постепенно теряет свою ценность высшее образование. Институционализируется концепция lifelong learning.

«Первая встреча «Коммуникационной лаборатории» собрала неожиданно большое количество участников и практически все заинтересованные стороны: от обычных ученых, научных журналистов, редакторов, представителей пресс-служб университетов и институтов РАН, профессиональных пиарщиков — до представителей собственно РАН и ФАНО. Было, наверное, многовато сумбура (чего стоит один прорвавшийся в дискуссионную панель гениальный ученый) — но главное было начать этот разговор лицом к лицу. Дальше — продолжим!» — сказал один из организаторов проекта, координатор академических связей РВК Сергей Колесников.

В конце лета участников проекта ждет специальная обучающая программа для ученых и общественно-политических журналистов, экспериментальные пресс-туры в российские НИИ и награждение журналистов в специальных номинациях конкурса «TechInMedia».

Предварительная регистрация на «Лабораторную работу №2» (экспериментальные пресс-туры в НИИ) уже открыта по этой ссылке.


Место проведения: