Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Выращивая стартапы

09.09.2014
Источник: Известия

Выращивая стартапы

Акселератор как инструмент поддержки малых инновационных компаний

Акселератор в буквальном переводе означает «ускоритель». Применительно к российскому венчурному рынку акселератор — это образовательная программа для молодых технологических стартапов. Для нашего рынка этот термин довольно молод: первые акселераторы появились в 2010 году.

Гульнара Биккулова, директор департамента инновационных рынков РВК

Главная цель любого акселератора — в течение нескольких месяцев дать необходимые знания в области экономики, права, маркетинга, рекрутмента, связей с общественностью. Чтобы помочь разработчикам инновационного продукта или услуги узнать, как продвигать продукт на рынке, выстроить каналы продаж, скорректировать при необходимости его рыночную нишу. Чтобы облегчить процесс формирования команды единомышленников, дать основы того, как работать с прессой, и в целом повысить привлекательность своего проекта для потенциальных инвесторов.

В крупных государственных акселераторах мастер-классы проводят известные и авторитетные специалисты в своих отраслях. Например, в GenerationS 2013 в качестве менторов участвовали Давид Ян, основатель компании ABBYY, Григорий Бакунов, директор по распространению технологий «Яндекса», Дмитрий Сатин, основатель Usabilitylab. О том, как подобрать команду в проект, рассказывала Алена Владимирская, руководитель агентства интернет-рекрутинга PRUFFI. Секретами повышения инвестиционной привлекательности проекта делился Игорь Рябенький, бизнес-ангел, управляющий партнер фонда Altair.VC.

Но самое главное — акселераторы предоставляют доступ к инвесторам. Лучшие из лучших стартапов получают возможность презентовать свою разработку и в случае заинтересованности получить инвестиции на развитие проекта. Немалую роль в дальнейшем развитии стартапа имеют и связи, которые нарабатываются в ходе акселератора и могут помочь в завоевании рынка. Часто победители образовательной программы получают денежные призы от ее организаторов или возможность стать участником образовательной программы в известном западном акселераторе. Многие стартапы, ориентированные на глобальный рынок, ценят эту возможность гораздо выше финансового вознаграждения.

Стать участником акселератора непросто. У каждого акселератора свои требования к резидентам. Они зависят от специализации акселератора, профиля инвесторов, с которыми организация сотрудничает, компетенций команды акселератора. Например, есть трендовые направления. Сегодня это облачные и мобильные сервисы, именно в них наиболее активно вкладываются инвесторы. Объясняется это рыночной востребованностью разработок и низкими инвестиционными рисками. При выборе акселератора необходимо учитывать его специализацию: например, банкам интересны финансово-технические проекты, «Яндексу» — пользовательские сервисы.

Первый шаг в акселератор — подача заявки. Поскольку количество желающих измеряется сотнями, первичная экспертиза заявок проводится в автоматическом режиме. Главные критерии при оценке стартапов: стадия развития, команда, рынок, интеллектуальная собственность, финансирование, участие в конкурсах и наличие публикаций, юридические аспекты бизнеса. После первичного анкетирования каждая заявка проходит оценку 5–10 экспертов.

Создание и развитие акселераторов требует серьезных ресурсов — как финансовых, так и человеческих. Поэтому частных акселераторов на отечественном рынке практически не осталось. Государство осуществляет в акселераторы серьезные инвестиции с одной целью — развитие рынка инноваций. Стартапы — главные действующие лица инновационного рынка. Их развитие, образование, поддержка в конечном итоге обеспечивают необходимое количество объектов для инвестиций и приток инновационных разработок в экономику.

В этом году акселератор GenerationS проводил первичную экспертизу заявок на основе методологии Russian Startup Rating (RSR), которую разработала компания Greenfield Project в партнерстве с РВК и PwC. Методика позволяет оценивать потенциал стартапов в автоматическом режиме на основе предоставленной командой информации. Автоматизированный подход к оценке проектов при входе в акселератор — общемировой тренд.

Сегодня в России насчитывается более десятка акселераторов для молодых технологических компаний, и большинство из них находятся в федеральных центрах — Москве и Санкт-Петербурге. Наиболее крупные из них — GenerationS и образовательная программа ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), ориентированная на ИТ-сегмент. Но в последний год и в регионах начался активный процесс создания собственных образовательных программ для стартапов.

В связи с этим встает вопрос о критериях эффективности акселераторов. Если обратиться к западному опыту, то основным критерием продуктивности работы бизнес-акселераторов является процент компаний-выпускников, получивших инвестиции в течение следующего года. У Y-Combinator, ведущего мирового акселератора, он составляет 95%. Это самый высокий показатель в мире. Конкурс на попадание в Y-Combinator вполне сопоставим с конкурсом в самые престижные учебные заведения — из примерно 2 тыс. поданных заявок выбирают 50 стартапов. Зато в счастливчиков готовы инвестировать, что называется, «не глядя» многие авторитетные инвестиционные фонды.

В России такой подход к оценке эффективности используют частные акселераторы, созданные бизнес-ангелами. Считается, что если 20% проектов привлекает инвестиции, то это очень хорошо. Хотя нужно отметить, что иногда и частные акселераторы ориентируются на количество прошедших обучение проектов, а не их качество.

У государственных акселераторов несколько иной подход к критериям эффективности. Связано это с тем, что они решают не только задачи «выращивания» стартапов. Государство берет на себя задачу развития рынка: установление горизонтальных связей, расширение предпринимательского и инвесторского сообщества. Поэтому из общих показателей, которые используют практически все акселераторы мира, можно упомянуть объем привлеченных инвестиций в течение года после выпуска и динамику развития выпускников акселератора. По этим критериям обычно оценивают степень успешности акселераторов. В связи с тем, что в России акселераторы — явление относительно новое, статистика пока не накоплена.


Место проведения: