Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

В Томске запустили первый российский акселератор для биомедицинских проектов

11.09.2014
Источник: Globalsib

В Томске запустили первый российский акселератор для биомедицинских проектов

8‭ ‬сентября на площадке инновационно-технологического бизнес-инкубатора Томского государственного университета‭ ‬стартовала акселерационная программа‭ ‬BioTechMed‭ ‬для технологических предпринимателей,‭ ‬работающих в области биотехнологий и медицины.‭ ‬Программа‭ ‬реализуется в рамках национального конкурса-акселератора технологических проектов‭ ‬GenerationS,‭ ‬инициированого Российской венчурной компании и Центром инновационного развития‭ (‬г.‭ ‬Москва‭)‬.‭

С‭ ‬2014‭ ‬года‭ ‬GenerationS проводится по четырем отраслевым направлениям:‭ ‬для‭ ‬индустриальных‭ ‬проектов‭ ‬(Industrial‭)‬,‭ ‬биотехнологических и медицинских‭ ‬разработок‭ (‬BioTechMed‭)‬.‭ ‬решений в области‭ ‬ИТ‭ (‬WebReady‭)‬,‭ ‬ресурсоэффективных технологий‭ ‬(CleanTech‭)‬.‭ ‬В рамках каждого отраслевого трека‭ ‬проходит большое количество мероприятий,‭ ‬самым главным из которых является акселерационная программа‭ ‬— программа‭ ‬ускоренного вывода стартап-компаний на рынки.

GlobalSib.com взял интервью о программе у‭ ‬ответственного исполнителя‭ ‬акселерационной программы BioTechMed GenerationS,‭ ‬директора бизнес-инкубатора ТГУ Олега Мальсагова и менеджера проектов по работе со стартапами‭ ‬РВК Андрея Кулагина.‭

Почему для‭ ‬реализации такой программы‭ ‬был выбран именно ТГУ‭?

Андрей Кулагин:‭ ‬Операторов по каждому отраслевому направлению мы выбирали по конкурсной процедуре.‭ ‬Победителем конкурса по направлению‭ ‬BioTechMed стал Томский‭ ‬государственный университет.‭ ‬Несомненно,‭ ‬в Томске и,‭ ‬в частности,‭ ‬в ТГУ сосредоточены все необходимые для реализации такой‭ ‬комплексной программы,‭ ‬компетенции и ресурсы.‭

Олег Мальсагов:‭ ‬Такое направление как биотехнологии,‭ ‬требует,‭ ‬прежде всего,‭ ‬определенных‭ ‬компетенций и опыта в реализации научно-исследовательских проектов.‭ ‬На сегодняшний день в Томском государственном университете развита необходимая инфраструктура для поддержки высокотехнологичных стартапов.‭ ‬Наш вуз‭ ‬вошел в ТОП-15‭ ‬ведущих университетов России,‭ ‬а‭ ‬согласно последнему рейтингу‭ «‬Эксперт РА‭»‬ мы в десятке‭ ‬вузов одновременно как по экономическим,‭ ‬так и по техническим показателям.

Чем заняты сейчас участники‭?

Олег Мальсагов:‭ ‬Акселерационная программа,‭ ‬которую разработали совместно с РВК,‭ ‬ориентирована на проекты,‭ ‬которые прошли двухуровневый отбор.‭ ‬В течение‭ ‬17‭ ‬дней практически круглосуточно эксперты и менторы будут работать со стартапами,‭ ‬чтобы помочь‭ «‬упаковать‭»‬ их идеи в бизнес.‭ ‬Финалом программы станет‭ ‬ Demo‭ ‬Day‭ ‬— встреча с инвесторами‭ (‬23‭ ‬сентября‭)‬,‭ ‬которая пройдет в рамках международного форума‭ «‬Фармацевтика и медицинские изделия‭»‬.‭ ‬Акселератор‭ ‬BioTechMed‭ ‬даст стартапам‭ ‬базовые знания по‭ ‬технологическому предпринимательству и предоставит все необходимые контакты для дальнейшего развития бизнеса.‭

Сколько‭ ‬было заявок для участия в конкурсе-акселераторе‭?‬

Андрей Кулагин:‭ ‬Начиная со второй декады апреля,‭ ‬мы начали собирать проектные заявки на конкурс.‭ ‬Всего по направлению‭ ‬BioTechMed подано‭ ‬323‭ ‬заявки из‭ ‬62‭ ‬городов РФ и‭ ‬четырех‭ ‬стран‭ (‬России,‭ ‬Казахстана,‭ ‬Белоруссии и Германии‭)‬.‭ ‬Процесс сбора заявок был для нас и партнеров трудоемким,‭ ‬так как в России ощущается определенная недостаточность технологических проектов в области‭ ‬BioTechMed.‭ ‬Именно по этому‭ ‬мы решили запустить‭ ‬Road‭ ‬Show экспертов нашего направления по‭ ‬27‭ ‬городам России‭ (‬8‭ ‬федеральных округов‭) ‬и сделать презентации программы‭ ‬BioTechMed‭ ‬во всех ключевых элементах‭ ‬региональной‭ ‬инновационной‭ ‬инфраструктуры‭ (‬бизнес-инкубаторы,‭ ‬технопарки,‭ ‬университеты‭)‬,‭ ‬заключали соглашения о партнерстве и сотрудничестве,‭ ‬поддерживали конкурсы и премии для стартапов,‭ ‬взаимодействовали с‭ ‬другими институтами развития.‭

Олег Мальсагов: Команды,‭ ‬которые подали заявки на участие в нашем треке,‭ ‬прошли и огонь,‭ ‬и воду.‭ ‬Если для‭ ‬IT-сектора требуется примерно полгода,‭ ‬чтобы вывести новый продукт на рынок,‭ ‬то для медицины или биотехнологий уходит более‭ ‬5‭ ‬лет,‭ ‬чтобы поставить технологию,‭ ‬оформить необходимую разрешительную документацию,‭ ‬пройти все исследования.‭ ‬Все поданные заявки мы собирали по крупицам,‭ ‬многие участники узнали о нашем треке благодаря региональным‭ ‬встречам.‭ ‬За два месяца мы презентовали возможности программы‭ ‬более‭ ‬200‭ ‬потенциальных участникам.‭

Что будет в конце семнадцатидневного марафона‭?‬

Олег Мальсагов:‭ ‬23‭ ‬сентября‭ ‬в Особой экономической зоне мы проводим‭ ‬Demo‭ ‬Day,‭ ‬когда‭ ‬команды‭ ‬представляют‭ ‬свои проекты инвесторам,‭ ‬бизнес-ангелам,‭ ‬отраслевым и бизнес-экспертам.‭ ‬По итогам дня‭ ‬10 ‬проектов будут отобраны‭ ‬для участия в‭ ‬коучинговой программе в Москве.‭ ‬Они примут‭ ‬участие в‭ ‬инвестиционной сессии‭ ‬на международном форуме‭ «‬Открытые инновации‭»‬,‭ ‬в рамках которого‭ ‬и пройдет федеральный финал конкурса‭ ‬GenerationS.

Андрей Кулагин:‭ ‬Даже те команды,‭ ‬которые не доходят до‭ ‬конца,‭ ‬не остаются незамеченными.‭ ‬Наиболее‭ ‬важные‭ ‬результаты‭ ‬акселерации‭ ‬BioTechMed‭ ‬— это понимание реальных‭ ‬рыночных‭ ‬перспектив,‭ ‬ценные контакты с инвесторами и другими‭ ‬участниками рынка.‭ ‬Кроме того,‭ ‬все‭ ‬команды‭ ‬имеют возможность обменяться контактами и идеями между собой,‭ ‬в прошлом году‭ ‬это привело к созданию новых‭ ‬проектов‭ ‬и совместных бизнесов.‭

В чем отличие‭ ‬программы‭ ‬этого года от предыдущих лет‭?

Андрей Кулагин:‭ ‬Особенностью конкурса,‭ ‬который проводит РВК‭ ‬и ЦИР‭ ‬Москвы‭ ‬с‭ ‬2013‭ ‬года,‭ ‬по сравнению с предыдущим,‭ ‬является‭ ‬принципиальное изменение подхода к проектам и командам.‭ Вообще до‭ ‬2013‭ ‬года‭ ‬в России были популярны‭ ‬форматы‭ ‬конкурсов бизнес-планов и бизнес-идей.‭ ‬Этот формат был интересен инвесторам,‭ ‬потому что позволял быстро находить интересные команды,‭ ‬готовые к выходу на рынок.‭ ‬Однако за время‭ ‬конкурсного цикла‭ ‬отсеивалось‭ ‬большое количество‭ ‬прекрасных технологий и разработок,‭ ‬авторы которых не всегда могли‭ ‬сделать успешную презентацию,‭ ‬а также‭ ‬ответить на вопросы инвесторов о потенциальных рыночных нишах,‭ ‬стратегии развития бизнеса и позиционированию,‭ ‬подходам к‭ ‬PR и маркетингу проекта.‭ ‬Именно поэтому в последние‭ ‬2-3‭ ‬года в России стали появляться так называемые‭ ‬программы акселерации,‭ ‬направленные‭ ‬на‭ ‬ускоренный выход‭ ‬стартапов‭ ‬на рынок.‭ ‬В‭ ‬2014‭ ‬году на основе анализа результатов программы акселерации прошлого года‭ ‬мы решили разделить‭ ‬конкурс‭ ‬на четыре отраслевых направления,‭ ‬поскольку стало понятно,‭ ‬что‭ ‬необходимо учесть отраслевые особенности при подготовке‭ ‬тематик,‭ ‬формат работы с проектами,‭ ‬выбора спикеров и менторов.‭ ‬Самое главное‭ ‬— процессы акселерации так называемых‭ ‬«‬тяжелых‭»‬ проектов и ИТ-проектов совершенно разные,‭ ‬и их оказалось достаточно трудно объединить.‭

Что пожелаете‭ ‬участникам‭?

Андрей Кулагин:‭ ‬На самом деле,‭ ‬надо постараться взять от программы максимум знаний и контактов.‭ ‬Невероятно сложно все запомнить,‭ ‬учитывая интенсивность каждого дня,‭ ‬но все эти знания пригодятся при разговоре с инвестором.‭ ‬Кроме того,‭ ‬за эти‭ ‬17‭ ‬дней надо подготовить‭ ‬прекрасную презентацию и покорить инвесторов.‭

Справка:

Акселерационная программа BioTechMed реализуется в рамках национального конкурса-акселератора технологических проектов GenerationS-2014,‭ ‬который проводится по инициативе‭ ‬Российской венчурной компании‭ (‬РВК‭) ‬и Центра инновационного развития Москвы‭ (‬ЦИР‭) ‬при поддержке Правительства Москвы.‭ ‬Конкурсантам предлагается‭ ‬побороться за право представить свои проекты инвесторам на Московском международном форуме‭ «‬Открытые инновации‭»‬,‭ ‬а также получить денежное вознаграждение в размере до‭ ‬5‭ ‬млн.‭ ‬рублей и специальные призы от партнеров конкурса.‭ ‬Основные задачи GenerationS-2014‭ ‬-‭ ‬появление сильных отраслевых игроков,‭ ‬вовлечение инвесторов в сделки,‭ ‬а также поиск лучших решений для внедрения в городскую среду.‭


Место проведения: