Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

«Задача российских компаний — быть в областях прорыва»

25.03.2015
Источник: РБК

«Задача российских компаний — быть в областях прорыва»

Заместитель главы РВК Евгений Кузнецов о том, как развивается рынок технологий в России и как технологии изменят бизнес

РВК — это институт развития, а задача таких институтов — создавать то, что само по себе развивается медленно. В случае РВК это венчурный рынок, которого в России еще недавно практически не существовало. С 2007 до 2012 года он вырос более чем в 10 раз и по темпам развития уступал только китайскому. К началу 2013 года российский венчурный рынок по объему занимал второе место в Европе и пятое в мире. Нас опережали только США, Китай, Индия и Великобритания. Рынок этот специфический: инвестиции получают множество кажущихся перспективными компаний и команд, а «выстреливают» немногие. Для России в целом справедливо общемировое правило 3:3:3:1 — когда из десяти компаний три в явном минусе, еще три выходят в ноль, еще три показывают скромные положительные результаты, и только одна становится инвестиционной удачей.

Рынок технологий

Сейчас РВК смещает приоритеты. Если раньше мы развивали собственно венчурный рынок и венчурные фонды, которые поддерживали средствами или создавали сами, то теперь речь идет о развитии рынка технологий. В России есть идеи и деньги, но нет умения все это превращать в технологии, которые работают на бизнес, приносят доход. Даже у крупных компаний нет опыта в том, чтобы искать и применять инновации. Это должно быть массовым явлением — поиск перспективных разработок, талантливых команд и использование этого на благо компании, для повышения ее конкурентоспособности. Но делают это лишь немногие. Мы стараемся обучить, создать условия и инфраструктуру, чтобы люди научного склада создавали технологию, а «продавали» ее, занимались применением на практике сведущие в этом менеджеры. Работаем над тем, чтобы крупные компании стали более восприимчивы к инновациям.

«Цифровизация» всей страны

Задача российских компаний — быть в «областях прорыва»: определить их и развивать. Такие области можно искать в двух сферах. Во-первых, продолжающаяся digital-революция. В каких-то областях (вроде коммуникаций) она уже случилась и адаптирована нашими компаниями в большей или меньшей степени. Но сейчас в области прорыва — «цифровизация» тех областей, куда она еще пока толком не пришла: таких как промышленность, энергетика, медицина. Можно экономить 10–12% электроэнергии, например, за счет внедрения сравнительно простой автоматизированной системы, которая контролирует температуру в помещениях, опираясь на краткосрочный прогноз погоды, скачанный из интернета. Есть еще множество таких способов «цифровизации», которые могут помочь каждой компании сокращать издержки, работать более эффективно.

Области прорыва

Во-вторых, прорывы, конечно, принесет новая волна инноваций. Мы предполагаем, что областью бурного роста будут нейротехнологии, которые полностью изменят наше представление о коммуникации, и превентивная медицина — когда заболевание не лечат, а предотвращают, работают не с понятием болезни, а с понятием здоровья. Сейчас мы видим лишь начало этого процесса, но он уже принимает массовые масштабы — взять хотя бы многочисленные фитнес-трекеры и прочие носимые устройства, которые учитывают разнообразные факторы, влияющие на здоровье. Сейчас появляются методы диагностики (пусть пока очень грубой — на уровне «возможна проблема, не пора ли проконсультироваться у врача»), которые основаны на голосе человека и могут осуществляться его смартфоном просто в результате анализа разговора по телефону. Есть неинвазивные (без взятия анализа с помощью шприца) способы анализа крови, которые опять же могут применяться в носимых устройствах. К счастью, у нас в России есть компании, которые занимаются подобными разработками.

Без заводов и офисов

Существуют более прикладные задачи, решение которых создаст целые рыночные ниши и поможет всей экономике. К примеру timezone-менеджмент. Средства связи сейчас позволяют работать удаленно, и понятие офиса как места концентрации всех ресурсов постепенно размывается. Все больше становится «виртуальных команд», все чаще компании пользуются преимуществами разных часовых поясов — можно работать круглосуточно за счет распределенных центров. Так, к примеру, инженерные подразделения Boeing функционируют 24 часа в сутки. Нам — стране, живущей во множестве часовых поясов, — прямой путь к извлечению выгоды из timezone-менеджмента. И это отличный способ развития удаленных регионов — Сибири, Дальнего Востока. Следующий шаг — это отход не только от понятия «офис», но и от понятия «завод». Развивающиеся сейчас технологии, включая 3D-печать, позволяют перейти от промышленных гигантов к распределенной сети небольших и довольно универсальных фабрик, которые смогут получать заказы в автоматическом режиме на своего рода виртуальной бирже заказов, то есть промышленные товары будут производиться примерно так, как сейчас программные продукты. Эта эра уже близка. Я помню, какое изумление вызвала компания NVidia (производитель графических систем), которой официальные лица предложили построить в России завод, а представители NVidia ответили, что у их компании нет заводов.


Место проведения: