Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Наука превращается в товар

17.06.2015
Источник: Российская газета

Наука превращается в товар

Российские вузы и компании вместе создадут интеллектуальные центры

Развитию инноваций в России поможет создание междисциплинарных интеллектуальных центров при университетах. К такому выводу пришли участники международной конференции «Инновации и предпринимательство в университетах: сегодня и завтра», организованной МГТУ им. Н.Э. Баумана совместно с фондом USRF.

«Научно-технологический прогресс требует инновационных подходов. Но российский рынок еще не достаточно зрелый, он не внедряет инновации в таком объеме, как развитые рыночные экономики, — считает ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров. — Наш менталитет мешает внедрять разработки в реальную жизнь. Поэтому мы пошли по пути создания интеллектуальных инженерных центров мирового класса. Благодаря такой системе подготовки мы сможем выводить на рынок новейшие разработки и учить инженеров предпринимательству. Раньше говорили, что предпринимателем нужно родиться. Но сейчас очевидно, что предпринимателя можно воспитать. В интеллектуальных центрах молодые люди могут делиться знаниями и обмениваться опытом».

Международное сотрудничество вузов в области инноваций и предпринимательства будет выгодно всем участникам программ, считают участники конференции. «Логично, что технические достижения должны превращаться в коммерческий продукт, но нам всегда не хватало взгляда сверху. Поэтому нужно создавать особую среду, сообщество людей, которые бы стремились превратить научное знание в товар, — отметил замминистра образования и науки РФ Александр Повалко. — Университеты показывают хорошую динамику в научной результативности, оказываются точками роста по производству новых знаний. И важно не упустить этот потенциал. Сейчас мы модернизируем исследовательскую инфраструктуру, и в будущем этот процесс должен быть самоподдерживающимся. Университеты должны создавать новые истории успеха и способы вывода новой продукции на рынок».

Эксперты считают, что программы, развивающие предпринимательскую инициативу, нужно вводить еще в школе. «Мы должны развивать предприимчивость. В России небольшой опыт преподавания в этой сфере. Поэтому мы будем опираться на международный опыт. Россия участвует в такой программе, и ежегодно по ней обучаются 1,5 млн школьников. Во всем мире программу развития предпринимательства прошли уже 10 млн ребят, — рассказал академик РАН Евгений Велихов. — Есть миф, что наука и коммерция существуют отдельно. Но хороший специалист должен быть включен в оба эти процесса. Уже многие организации занимаются посреднической деятельностью по импорту и коммерциализации инноваций. Но этим могут заниматься университеты совместно с предприятиями».

Прямой линии от фундаментальной науки до менеджмента не может быть. В эту систему должны быть встроены университеты. И конвейер по развитию инноваций должен начинаться со школы. «Сейчас идет активный процесс конвергенции знаний, и самое быстрое развитие в мире получают технологии, разработанные коллективно. Поэтому международный союз вузов инженерного направления станет залогом того, что наша страна будет конкурентоспособной по многим направлениям», — добавил Евгений Велихов.

Коммерциализация разработок лежит сегодня в основе экономики страны, поэтому важным становится вопрос венчурного финансирования НИОКР. «Университеты стремительно превращаются в системных интеграторов, все зоны инновационного развития растут вокруг университетов. Университетская экосистема включает в себя не только лаборатории, но и бизнес-инкубаторы и акселераторы, — рассказал генеральный директор РВК Игорь Агамирзян. — Важно также плотное взаимодействие с индустрией и лицензирование технологий. В России мы немного отстали в этом. Только 1 из 10 проектов находит воплощение в коммерческом продукте. Но тенденция складывается. Во времена расцвета промышленной экономики ведущие технические университеты были сильно интегрированы в производство и оборонную промышленность. Новые индустриальные лидеры — Интернет и IT-компании — активно открывают свои кафедры в университетах. А венчурные фонды обращают внимание на разработки университетов и участвуют в формировании технологическо-предпринимательской экосистемы».

По мнению экспертов, успешное развитие экономики любой страны предполагает переход к экономике знаний и росту инновационной активности. За последние годы в России было создано много механизмов поддержки инновационного бизнеса. «Было предложено разработать Национальную технологическую инициативу, которая предполагает развитие более 30 технологических платформ. И у нас сейчас есть возможность наполнить их, — отметил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. — Нужно признать, что специализированные институты развития инновационной деятельности и финансовые стимулы не всегда эффективны. А российский бизнес не уверен в перспективах научной деятельности и хочет сориентироваться на проверенных возможностях. Очень немного компаний ориентированы на коммерциализацию инновационных разработок через инженерную деятельность. Сейчас немного вузов специализируются на инновационных программах, и нужно, чтобы их качество было высоким. Поэтому очень важно участие бизнеса в формировании инфраструктуры инновационного предпринимательства».

Спрос на инновации эффективнее всего формировать через подготовку кадров. «Разработка профессиональных стандартов и актуализация старых образовательных норм помогут сократить разрыв между уровнем подготовки специалистов вузами и запросами рынка труда», — констатировал Александр Шохин.


Место проведения: