Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Зачем НПО «Сатурн» ищет стартапы на открытом рынке

24.06.2015
Источник: FIRRMA

2.jpg

Директор по инновационному развитию НПО «Сатурн» — партнера конкурса GenerationS — Дмитрий Иванов разъясняет, почему корпорация ищет стартапы.

НПО «Сатурн» производит авиационные двигатели. За последние пять лет мы провели огромную работу, чтобы иметь возможность работать со стартапами. Для нас это вопрос повышения глобальной конкурентоспособности, возможность за более короткие сроки выводить на рынок новые продукты и развивать сеть лояльных поставщиков.

Некоторое время назад, когда объем выпуска одного из наших новых двигателей SaM146 достиг запланированного, наш партнер по этому проекту, компания Snecma, задала вопрос: «Хорошо, вы продемонстрировали, что можете использовать и управлять мощностью имеющихся технологий. Но для работы на глобальном рынке необходимо уметь создать технологию на заказ. Вы это умеете?». Конечно же речь не шла о глобальном НИОКРе или покупке лицензий и технологий. Речь шла о том, как создать новый продукт, используя знания и компетенции, уже имеющиеся на рынке. Реализовать это можно только с помощью малых инновационных компаний.

Например, в проект по созданию композиционных деталей, мы привлекли несколько зарубежных поставщиков, в частности небольшую французскую компанию Compose, это позволило меньше чем за год создать прототип технологии, которой мы раньше не владели.

Нам выгодно, чтобы вокруг нас появилась сеть из российских технологических компаний. Поэтому мы открыты к сотрудничеству и готовы рассматривать самые разные формы партнерства.

Чем мы можем помочь

Мы знаем, как делать продукт на нашем рынке. Набор компетенций, сосредоточенный в «Сатурне», уникален для России. За последние десять лет мы вывели в серийное производство около 10 моделей двигателей, это приличный показатель. Мы умеем наращивать темпы производства. Тот же SaM146, сделанный в партнерстве со Snecma, вышел в производство с нуля в 2010 году до восьми двигателей в месяц в 2013 году. Серьезно для нового продукта. Есть и другие примеры.

Три крупнейших мировых производителя образовали в Рыбинске двигателестроительный кластер. Это ОДК в лице «Сатурна» и «ОДК — газовые турбины», французская Snecma, в партнерстве с Сатурном создавшая «Волгаэро» и «Полуево-Инвест», и американская General Electric, участвующая в лице компании «Русские газовые турбины». Есть другие средние компании, не хватает малого бизнеса.

Наш кластер и «Сатурн» в частности — отличная площадка для вывода стартапа на глобальный рынок. Мы знаем, как сертифицировать продукт по требованиям авиационных властей России и Европы, как изменить производство, чтобы оно увеличило свою мощность, как убрать ненужные потери, как построить систему качества. Мы готовы делиться опытом, чтобы помочь стартапам пройти «пятилетку за год». Нам выгодно, чтобы вокруг нас появлялись сильные команды, которые смогут работать на глобальном рынке. Это масштаб, серийное производство и в итоге удешевление продукта. Россия — это зачастую страна одного образца. Мы классно делаем гениальные вещи один раз. Поставить гениальную вещь на поток и сделать ее дешевой у нас не очень получается. У «Сатурна» в этом плане получается чуть лучше, чем в среднем по стране. И мы готовы научить этому молодых разработчиков.

Также мы снимаем ряд существенных рисков для инвестора. Как правило, инвестор опасается высокотехнологичных проектов по нескольким причинам:

— у него недостаточно компетенции по теме, он просто в этом не разбирается;

долгие проекты и сроки окупаемости, которые можно снизить, только если наращивать объемы и выходить на глобальный рынок;

— технологические риски и риски невостребованности продукта.

Как индустриальный партнер мы во многом берем эти риски на себя. Кроме того, мы гарантируем право «первой ночи», то есть готовы выкупать первую партию продукта. Конечно, мы не снимаем риски на 100%, но можем их минимизировать.

Какие проекты нам интересны

Одна из наших компетенций, признанных на мировом уровне, — моделирование различных нестационарных процессов, проходящих в двигателе. Поэтому нас особенно интересуют команды с разработками в области математического моделирования, которые позволяют избежать дорогостоящих реальных тестов. Например, процесс образования льда в двигателе на большой высоте. Если научиться предупреждать этот процесс на более высоких, чем сейчас, высотах, самолет сможет расходовать меньше горючего. Таких примеров очень много.

В наших планах создать на базе кластера инжиниринговый центр, который мог бы заниматься моделированием и расчетами. И конечно, мы ищем команды, которые готовы этим заниматься: физика процессов, математические модели, программирование, роботизация, алгоритмы. Это всегда междисциплинарные проекты. Очень интересны стартапы, которые умеют работать с большими данными. Это тоже одно из направлений развития.

То же с аддитивными технологиями, с новыми умными материалами, новыми покрытиями. Это целый пласт технологий, которые нам тоже очень интересны: печать, разработка, дизайн. Если смешать аддитивные технологии и возможности новых материалов, могут появляться материалы с необыкновенными свойствами, которые будут давать уникальные характеристики, менять конструкции, правила проектирования, как в самолетостроении, так и в космической отрасли.

Например, если научиться печатать на 3D-принтере электронные компоненты внутри детали, или на ее поверхности, появится возможность печатать большие конструкции непосредственно в космосе. Вы вывозите на орбиту несколько цилиндров порошка, и принтер на месте печатает орбитальную станцию «Мир» со всей электронной начинкой. Звучит, возможно, как фантастика, но мы к этому идем. Хотелось бы, чтобы в России развивались такие проекты.

Как к нам зайти

У нас нет каких-то особенных правил. Мы готовы видеть проекты на любой стадии, оценивать их на наличие рационального зерна. Каждый раз будем разговаривать индивидуально, предлагая разные варианты сотрудничества, входа-выхода. Если у вас есть идея, мы готовы провести предварительную экспертизу. Это позволит минимизировать риски уже на стадии запуска. Мы готовы помогать с разработкой прототипа. Все обсуждаемо, главное — начать разговор. В этом году мы привлекаем технологические проекты с помощью GenerationS, который РВК проводит в обновленном формате — площадки для создания корпоративных акселераторов. На сайте можно подать заявку в трек Aerospace, она попадет к нам. 


Место проведения: