Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Зачем «Мортон» ищет стартапы на открытом рынке?

04.08.2015
Источник: FIRRMA

918f9fba4fb69a6904e37f5eb9817580.jpg

Заместитель генерального директора по инновационному развитию ГК «МОРТОН» — партнера стартап-конкурса GenerationS — Юрий Васильев объясняет, зачем финансово-строительной корпорации стартапы.

Города стремительно развиваются. Появляются новые технологии, год от года городская среда становится комфортнее для жизни. Например, сервис Uber сделал такси доступнее, а в Японии открылся первый в мире отель, который полностью обслуживается роботами. Сегодня инновации являются неоспоримым конкурентным преимуществом и залогом успешного стратегического развития.

Чтобы совершенствоваться, строительному бизнесу также необходимы инновации. В течение последних нескольких лет ГК «МОРТОН» активно развивает инновационное направление. У компании есть ряд стратегических проектов: транспортная система «Стрела» — «воздушное метро», «инновационная дорога», «рекультивация мусора». Мы уверены, что уже в ближайшем будущем эти проекты сделают жизнь горожан комфортнее и безопаснее.

Мы постоянно находимся в поиске перспективных команд, занимающихся «умными» городами и технологиями для жизни. Разработка собственных технологий требует времени, а использование западных решений — достаточно дорого. Поэтому участие в треке SmartCity акселератора GenerationS, организованного РВК, это для нас — вполне логичный и закономерный шаг, предоставляющий возможность поработать с большой выборкой молодых российских компаний. Мы сделали ставку на поиск динамичных и быстрорастущих стартапов. По результатам сбора и предварительной экспертизы проектов, подавших заявки на трек, можно сказать, что с этой задачей мы все справились на «отлично».

Мы собрали 457 заявок от малых инновационных компаний. Около половины из них находятся на стадии прототипа или первых продаж. Для нас важно, чтобы стартап имел готовое решение, это позволяет нам сократить период тестирования и массового внедрения технологии. Для стартапа также выгодно приобрести в нашем лице крупного стратегического заказчика. Это дает молодой компании возможность не только закрепиться на рынке, но и нарастить свою капитализацию.

5fae2c0f2ae488c201a444f9d5d6ad4b.jpg

Какие технологии нас интересуют

Мы выделяем для себя следующие ключевые направления инновационного развития.

  • Новые технологии в строительстве и освоении земельных участков. Сюда входят решения, которые позволяют производить новые типы строительных и отделочных материалов, благоустраивать территории качественно новым образом — быстрее, эффективнее, безопаснее, надежнее, дешевле.
  • Управление ЖКХ и коммунальными сетями, в том числе энергосберегающие технологии. Решения обеспечивающие эффективное управление комплексом ЖКХ, портативную генерацию, распределение и потребление энергии. Решения, позволяющие оптимизировать процессы управления городским фондом жилья.
  • Создание и управление дорожной инфраструктурой. Решения, позволяющие оптимизировать расходы на дорожную инфраструктуру, улучшить качество дорог и продлить срок их службы. В том числе новые типы покрытий и новые технологии их нанесения.
  • Создание благоприятной общественной и экологической среды. Решения, включающие новые технологии озеленения, эффективную утилизацию и переработку отходов, сокращение выбросов в атмосферу, обеспечение мониторинга окружающей среды, которые обеспечивают конкурентную стоимость строительных объектов.

Очевидно, что для того, чтобы сохранять конкурентоспособность, нам нужно работать с открытым рынком и активно использовать модель «открытых инноваций». Мы готовы к этому. В каждом случае мы будем разговаривать со стартапом индивидуально и подбирать оптимальные для всех сторон условия сотрудничества.

Критерии отбора стартапов

В этом году мы работаем со стартапами в рамках трека SmartCity стартап-акселератора GenerationS. Вся работа идет в постоянном взаимодействии с R&D-партнёром ГК «МОРТОН» — «Русское техническое общество» и экспертами оператора трека. Для оценки молодых команд мы пользуемся системой, разработанной совместно с оператором трека LOGA Group. Отбор проходит в три этапа.

На первом этапе мы оцениваем следующие критерии: 

  • Соответствие проекта ключевым направлениям отбора;
  • Квалификация заявителя проекта, насколько он способен сформировать команду с опытом промышленного внедрения продукта;
  • Наличие признаков прорывного технического решения с явными преимуществами перед аналогами на рынке;
  • Качественно заполненная анкета проекта (наличие экспертных оценок и чёткая формулировка бизнес-концепции).
На втором этапе мы смотрим на следующие параметры:
  • Наличие команды, в которой присутствуют как коммерческие, так и технические специалисты с опытом в заявленной области;
  • Качество проработки бизнес-концепции проекта, а также преимуществ продукта перед мировыми аналогами (наличие сравнений по ключевым характеристикам);
  • Наличие платежеспособного спроса на основании оценки рынка самим стартапом и независимыми экспертами;
  • Понимание заявителем проекта масштабируемой бизнес-модели проекта, а также наличие потенциала коммерческого патентования и других признаков стоимости бизнеса;
  • Понимание инвестиционной стратегии, готовность к промышленному внедрению.

На финальном этапе отбора мы оцениваем стартап по следующим критериям: 

  • Способность команды проекта обеспечить коммерческий успех (уровень профильного образования ключевых членов команды и наличие предыдущего опыта развития коммерчески успешных проектов);
  • Возможность заключения индустриального партнерства или инвестиционного договора в следующие 6 месяца.

Большое количество заявок, которое мы получили на участие в треке, говорит о том, что молодые предприниматели видят бизнес-перспективы в технологиях «умного» города. Поддержка со стороны корпораций обеспечит им быстрый выход на рынок и даст возможность «новой бизнес-смене»  вместе с нами сделать наши города комфортнее и удобнее для жизни.

Текст: Юрий Васильев

Место проведения: