Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Стартапы в авиокосмической отрасли: опыт НПО «Сатурн»

ivanov-dmitrij.jpg

О новом для компании инструменте «открытых инноваций», промежуточных результатах и перспективах стартапов в авиакосмической отрасли рассказывает директор по инновационному развитию НПО «Сатурн» Дмитрий Иванов.

«Прогресс — часто просто выпущенная на свободу хорошая идея. Герой тот, у кого есть идеи». Джек Уэлч

В 2015 году НПО «Сатурн» приступил к использованию нового инструмента «открытых инноваций». Новый инструмент включает поиск стартапов, экспертную поддержку и работу по внедрению инновационных решений в серийное производство. Для поиска проектов «Сатурн» работает в партнерстве с «Российской венчурной компанией» (РВК) и является основным корпоративным партнером трека Aerospace федерального акселератора технологических стартапов GenerationS. 30 июня закончился сбор заявок — первый этап, и начался новый этап масштабной работы — предакселератор. В рамках общей образовательной программы участники получают базовые знания в области технологического предпринимательства и экспертные оценки по предлагаемым инновационным решениям по технике, рынку и экономике проекта.

О новом для компании инструменте «открытых инноваций», промежуточных результатах и перспективах стартапов в авиакосмической отрасли рассказывает директор по инновационному развитию НПО «Сатурн» Дмитрий Иванов.

Акселерационная программа конкурса GenerationS является практическим учебным курсом, направленным на получение опыта ведения технологического бизнеса, возможность доработать свой продукт в тесном взаимодействии с потенциальным корпоративным заказчиком, наладить связи в среде корпораций, инвесторов и экспертов, повысить бизнес-потенциал и инвестиционную привлекательность своего проекта.

В поисках заявок мы посетили более 20 городов России. Рассказывали коллегам в университетах об ожиданиях и потребностях современной промышленности. Как мы осознали уже в ходе визитов, в основном на встречах решалась главная задача — вселить доверие научному сообществу, студентам, аспирантам к тому, что их работы нужны компаниям и могут быть востребованы и реализованы практически. Многие видели какой-то подвох, например, потерять право собственности на свои идеи. Приходилось объяснять, что задача «Сатурна», как индустриального партнера, не присвоить себе бесплатно идею, а сделать так, чтобы основатели (владельцы этих идей) смогли развить их до бизнеса, до готовой детали или решения, которые «Сатурн» сможет покупать. «Сатурн» здесь не является заказчиком НИОКР, он является потребителем готовой продукции. Данная разница — основная идея, которую нам пришлось доносить до коллег.

Что ищет «Сатурн»?

saturn1.jpg

Поразителен факт, насколько университеты не в курсе реальных потребностей промышленности, и это на наш взгляд в первую очередь коммуникационная проблема. Не смотря на большое количество конференций, форумов и других коммуникационных площадок в России, корпорации и университеты по прежнему живут в параллельных мирах. Для «Сатурна» мы искали проекты в следующих областях:

  • суперкомпьютерные технологии (новые методы моделирования физических процессов, высокопроизводительные системы);
  • новые конструкционные материалы (композитные материалы на полимерной, керамической или интерметаллидной матрице, технологии формообразования и финишной обработки);
  • современные технологии (аддитивные технологии, бесконтактные методы обработки, автоматизированные и роботизированные процессы, обработка сложнопрофильных изделий, и др.);
  • электрогенерация (новые принципы генерации, передачи и распределения энергии);
  • сенсоры и анализ данных; новые бизнес-модели для аэрокосмической отрасли и другие.

В ходе встреч люди подходили и говорили: «Мы не ожидали, что вам это надо, что вы работаете в таком направлении». Были и обратные примеры, когда категорично заявляли, что ученых волнует исключительно научная деятельность. И это нормально, у каждого своя позиция. «Сатурн» в рамках «открытых инноваций» готов работать с различными проектами и направлениями, все зависит от того, что предлагается в качестве идеи и каковы затраты на её реализацию. Результаты поездок — по 7-10 заявок из каждого города, которые пришли к нам в трек. Со стороны «Сатурн» активную работу ведут 22 эксперта от службы генерального конструктора и службы главного инженера, которые оценивают проекты и помогают улучшить техническое решение. По предварительному отбору порядка 66 проектов лежат в плоскости интересов «Сатурна». Дальнейшая задача — не потерять эти проекты, правильно выстроить работу с командами, научить и проработать с ними систему качества, бизнес модель, продажи. Все это — целенаправленная работа, поиск «золотых зерен».

Как это должно работать

Надо понимать, если «Сатурн» будет единственным покупателем инновации, то это будет очень дорогая инновация, и значит мы профинансируем НИОКР одни. И риски будем нести одни. Нас не интересуют подобные «салфеточные» бизнесы, которые держатся на продажах только одному потребителю. Нас интересует, чтобы та или иная продукция продавалась максимально широко, была растиражирована на глобальных рынках. Если нам удастся таким образом скрестить две составляющие — технологическую и экономическую, мы получим те идеи, которые технически выгодны нам и в которые частные инвесторы будут готовы вложить деньги. Для этого в работу с проектами привлекаются бизнес-ангелы, венчурные фонды, инвесторы, банки, которые могут оценить инвестиционную привлекательность проектов. В результате вокруг «Сатурна» могут возникнуть компании, которые будут проинвестированы внешними деньгами, в них будут заложены правильные бизнес-модели, правильный подход к маркетингу и управлению себестоимостью. Это не будут госкомпании, это будут предприятия, ориентированные на рынок, обладающие международным потенциалом. Все это в общих чертах и есть внедряемый нами инструмент открытых инноваций. География и количество проектов широкие: Москва, Самара, Уфа, Казань, Оренбург, Новосибирск, Томск, Иркутск - всего 49 городов. В рамках конкурса GenerationS подано около 2600 заявок, в треке «Технологии и промышленные инструменты для авиакосмической отрасли. (AeroSpace)» — 330 проектов, и он третий по количеству заявок из 7 треков. Для такого сложного направления, как авиационная и космическая отрасль, который к тому же впервые заявлен в национальном масштабе, это серьезный успех.

Важно создать команду лидеров


saturn2.jpg

Направленность проектов, степень их завершенности — различная. Четверть проектов находится на стадии идеи, однако, большинство заявленных проектов — с уже созданным прототипом, подготовленной конструкторской и технологической документацией. Есть даже проекты с опытным и серийным производством. Структура по видам проектов тоже различная: от оборудования, инструментов, новых материалов до новых летательных аппаратов, различных видов двигателей. Со всем этим приходится разбираться. Ведь важно найти не столько идею — идей достаточно много, очень важно найти команду, состоящую как минимум из технаря и лидера, готовых построить свой собственный бизнес. Это одна из главных задач, которая решается в рамках конкурса-акселератора инновационных проектов, — поиск команд, способных доводить идеи и технологии до готового бизнеса.

Когда мы, как корпоративный партнер, приглашаем команду со сформированными компетенциями, просим сделать для нас разработку, тогда выстраивается инновационная цепочка. Если бы мы делали полностью эту же разработку самостоятельно, то нам необходимо было бы сначала построить помещение (в привычной практике любой проект начинается со здания), вложить деньги в оборудование, на этом оборудовании провести различные опыты, наработать какие-то компетенции. Потом эти компетенции попытаться реализовать в виде изделия, сертифицировать его и так далее. А здесь практически все этапы проходит стартап, и «Сатурн» вступает в работу только, если в этом есть необходимость, на этапе сертификации. За счет этого сокращаются наши инвестиционные риски, в разы уменьшаются временные затраты, при этом наша компания может использовать в своем бизнесе новые уникальные компетенции, которых раньше у нее не было.

В дальнейшем, когда мы научимся запускать и работать с «открытыми инновациями», то сможем выстроить систему, когда наши, сатурновские, «ноу-хау» смогут коммерциализироваться вторично, в третий раз, в четвертый, не только в интересах предприятий одной отрасли, но и с выходом на другие отраслевые и географические рынки, захватом новых рыночных ниш. Мы с нашими партнерами — одни из первых в аэрокосмической отрасли страны, кто пошел на это, кто видит, что в отрасли можно построить инновационную экосистему, работающую в интересах крупных компаний, которая собирает перспективные идеи с рынка, привлекает для их развития венчурные инвестиции, внедряет продукты и технологии в опытное и серийное производство. Таким образом, крупные компании не замыкаются на себе, они открыты для внешних инновационных проектов, внедрение которых, при активном участии технических специалистов, снимает технологические, технические и экономические риски, уменьшают затраты на разработку собственной продукции. Готовы ли мы этим шансом воспользоваться, покажет время.

24 августа в рамках 2-го международного Евроазиатского Аэрокосмического Конгресса 30 отобранных в ходе предакселератора команд в первый раз представят широкой публике свои проекты. А уже в ноябре состоится финал конкурса — акселератора GenerationS, на него будет приглашено много инвесторов, которые по результатам отбора, мы надеемся, будут подписывать конкретные соглашения по развитию бизнеса со стартапами-участниками нашего трека. И это будут уже «взрослые» команды и их «взрослые» проекты. У них будут проработаны технические и бизнес-аспекты проекта, они уже столкнутся с рынком и потенциальными потребителями, укрепят намерения продолжать заниматься собственным инновационным бизнесом. Это очень интересно — увидеть как вырастает за три месяца стартап, и, поверьте мне, результат впечатляет.


Место проведения: