Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Мы из будущего

Мы из будущего

Разогнать ядерный реактор на полную мощность? Управлять роботом силой мысли? Вырастить в пробирке фотонный кристалл? Для участников всероссийской инженерной олимпиады школьников это не проблема. Соревнования юных конструкторов, инженеров и айтишников прошли в центре для одаренных детей " Сириус " (Сочи) в рамках Национальной технологической инициативы. 300 финалистов — лучших специалистов будущего (а пока учеников 9 — 11 классов) в течение пяти дней создавали «умные» инженерные устройства, решали сложнейшие задачки, испытывали свои разработки в командных соревнованиях.

В лабораторию биотехнологий пускают только в белом халате и защитных очках. За стеклом — «чистая» зона, где 11-классники редактируют ДНК бактерий с помощью методов генной инженерии. Чуть дальше 9-классники пытаются наладить работу биосистемы «рыба-почва-растение».

— Форель выделяет аммиак, нам нужно правильно рассчитать концентрацию реагентов, поддерживая Ph, очищать воду и перерабатывать аммиак в удобрения для салата, — говорит Яна Балацкая из Москвы. — Основная сложность — довести биосистему до максимально выгодного симбиоза. Это неплохая практика, ведь я серьезно увлекаюсь биологией, хочу поступать на биофак МГУ и мечтаю стать вирусологом.

Задания олимпиады составляли сотрудники лабораторий, основатели технологических стартапов, вузовские молодые ученые. Задачи максимально приближены к реальной практике. А среди организаторов — Московский, Томский, Санкт-Петербургский и другие политехнические университеты.

К примеру, секцию по нейроинтерфейсам — системам взаимодействия человеческого мозга и машины — курирует МФТИ. Ребята должны были собрать механический манипулятор, управляемый с помощью биосигналов человека, в том числе силой мысли через считывание мозговой активности. Сжимаешь руку, обвешанную электродами, а робот тут же повторяет за тобой, разжимаешь — и железная клешня отпускает захват. В секции ядерной энергетики ребята работают на виртуальном тренажере, моделирующем реальный реактор. Задача — вывести его на полную мощность как можно быстрее и при этом удержать контроль над безопасностью, то есть избежать взрыва и не разнести все в пух и прах.

В центре внимания олимпиады передовые технические и научные области. Системы «Умный дом», космические спутники дистанционного зондирования Земли, автономные транспортные системы, интеллектуальная энергетика, беспилотники, большие данные и машинное обучение, беспроводная связь... Победители олимпиады, лучше всех проявившие себя в этих областях, получили главный приз — 100 баллов ЕГЭ по математике, физике или информатике при поступлении в ведущие российские технические университеты.

В олимпиаде участвовало более 12 тысяч юных инженеров со всей страны, а победили — всего 15 команд, и еще 17 ребят получили индивидуальное первенство.

Акцент

Управлять роботом силой мысли? Для юных конструкторов это не проблема.

От первого лица

Никита Анисимов, и. о. ректора Дальневосточного федерального университета: — ДВФУ работает с талантливыми детьми, которые способны на прорыв в технологической сфере. Мы вошли в число организаторов олимпиады и уже выдвинули несколько новых идей. К примеру, в следующем году среди соревновательных дисциплин появится подводная робототехника: спрос на исследование ресурсов Мирового океана растет с каждым годом. А у себя сейчас внедряем новые образовательные программы: по биомедицине и биотехнологиям, автономным транспортным системам. С сентября хотим запустить по кампусу беспилотный автобус. Всех школьников, глубоко погруженных в инновационную среду, мы готовы подхватить после олимпиады.


Место проведения: