Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

О перспективах промышленных кластеров в России

В Стратегии научно-технологического развития России одной из проблем названо слабое взаимодействие между наукой и реальным сектором экономики. Решить проблему должна запущенная в 2014 году Национальная технологическая инициатива (НТИ). Ключевые направления проектов НТИ на ближайшие годы уже определены, но остается открытым вопрос о базе для их реализации.

Под проекты НТИ в бюджете России на 2016 год предусмотрено 8 млрд рублей. Эти проекты предполагают разработку и внедрение новых технологий, которые будут обеспечивать конкурентоспособность российской продукции на горизонте нескольких десятков лет. К примеру, в проектах НТИ значительное внимание уделено созданию систем автономного управления транспортными средствами без участия человека (направления AeroNet, MariNet и AutoNet). Речь идет не о новой сложной продукции (новые модели самолетов, автомобилей, кораблей), а о конкретных технологиях, интеграция которых в готовый продукт позволит сформировать конкурентные преимущества. Поэтому принципиальным фактором успешности проектов НТИ является их преобразование в конкретные коммерческие продукты.

С моей точки зрения, наиболее благоприятные условия для реализации перехода от разработок к коммерческим продуктам создаются в кооперации между малым технологическим бизнесом, генерирующим перспективные разработки, и крупными предприятиями, имеющими достаточные ресурсы для организации серийного производства продукции и вывода ее на рынок. Для формирования такой кооперации малые предприятия должны быть готовы разговаривать с крупным бизнесом на его языке — начиная от презентаций и бизнес-планов и заканчивая наличием сертификатов, документального подтверждения работоспособности опытных образцов и т.д.

В мировой практике для решения этой задачи применяется модель «открытых инноваций». По сути, это интерфейс взаимодействия между крупным бизнесом и небольшими коллективами разработчиков. Однако в российских условиях из-за высокой доли государства в экономике, сложных корпоративных процедур, нормативного регулирования закупок и т.д., такая модель неприменима в «чистом виде». Нужны дополнительные инструменты, которые позволили бы выстраивать взаимодействие не просто ради «внедрения инноваций», а вокруг конкретных проектов, в реализации которых заинтересованы крупные предприятия.

Один из таких инструментов — промышленные кластеры. Это модель взаимодействия предприятий, при которой создаются реальные условия для развития кооперации и реализации технологических проектов в интересах крупных предприятий. Сегодня государство активно стимулирует предприятия к их созданию, так как это позволяет повышать эффективность государственной поддержки при освоении новых технологий и реализации импортозамещающих проектов. Промышленные кластеры, которые вносятся в реестр Минпромторга России для предоставления субсидий, включают в себя крупные производственные предприятия, производителей конечной продукции, поставщиков деталей и комплектующих, образовательные и научные учреждения, финансовые институты, объекты технологической инфраструктуры (технопарки, лаборатории, центры коллективного пользования и т.д.). Также при подаче заявки кластеры подтверждают наличие реальных кооперационных связей, способность производить и осваивать производство высокотехнологичной продукции, берут на себя обязательства по выводу на рынок новых продуктов и развитию кооперации своих участников в научно-технической сфере.

На данный момент в реестр Минпромторга включены уже 11 промышленных кластеров, производящих высокотехнологичную продукцию: нефтегазовое и электротехническое оборудование, станки, вагоны метро. Поданы заявки на включение в реестр автопромышленного кластера в Самарской области («якорный» участник — «АвтоВАЗ»), кластера авиапрома Республики Бурятия («якорный» участник — Улан-Удэнский авиационный завод, входит в «Вертолеты России») и многих других.

По моему мнению, промышленные кластеры станут эффективной базой для реализации проектов НТИ. Во-первых, они ориентированы на выпуск продукции, нужной рынку. Во-вторых, они обладают значительными финансовыми ресурсами: при выделении финансирования по проектам НТИ от исполнителя требуется обеспечить 30% финансирования из собственных средств, а запуск проектов НТИ в жизнь точно потребует не одну сотню миллионов рублей. В-третьих, промышленные кластеры имеют сформировавшиеся десятилетиями кооперационные связи, собственную научно-техническую базу для проведения исследований и подготовки кадров, а также включают технопарки, где созданы условия для развития новых производств на первых этапах.

В создание и развитие платформы НТИ уже вложено много сил и ресурсов, поэтому важно, чтобы проекты, получившие финансирование, показали реальный результат, а работа НТИ приобрела долгосрочный и системный характер. При таком подходе мы значительно продвинемся в решении проблемы коммерциализации научных разработок, которая сохраняется у нас уже многие годы, и приблизимся к реализации потенциала России как мирового технологического лидера.


Место проведения: