Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

«Важно, чтобы бизнес был заказчиком разработки технологий»

«Важно, чтобы бизнес был заказчиком разработки технологий»

Что сейчас в повестке дня рабочей группы Национальной технологической инициативы (НТИ) Аэронет, STRF.ru рассказал ее соруководитель, генеральный директор ЗАО «Центр передачи технологий» Сергей Жуков.

На минувшей неделе прошел Форум стратегических инициатив. На что Вы обратили внимание коллег как участник дискуссии «Новые технологии новые рынки»?

Я сказал: важно, чтобы бизнес был заказчиком разработки технологий и, соответственно, чтобы рабочие группы НТИ проявили в этом активность, а, возможно, и в постановке задач для прикладных научных исследований.

Можете пояснить это на примере рабочей группы Аэронет?

У нашей рабочей группы есть свой актуальный «темник», по которому мы движемся, стараясь комплексно заниматься развитием технологий. Если рассматривать беспилотную авиационную систему (БАС) как транспортную, встает ряд задач, которые, в свою очередь, распадаются на запросы по технологиям. Технологические запросы к разработчикам можно разделить на несколько блоков. Первый блок создание аппаратов вертикального или укороченного взлета и посадки, что крайне важно для необитаемых мест или территорий с деградирующей аэродромной сетью. Здесь интересна, например, интеграция планера и силовой установки, которая обеспечила бы характеристики по дальности, скорости полета, расходу топлива для беспилотных авиационных систем вертикального взлета и посадки не хуже, чем у аппаратов для аэродромного базирования со стандартными аэродинамическими схемами.

Второй блок это скоростные беспилотные авиационные системы легкого, среднего и тяжелого класса, имеющие радиус полета от 400 до 1,5 тысяч километров (в том числе аэродромного базирования). Тут интересны и вопросы аэродинамики, и движители, и генераторы энергии.

Третий блок грузовые транспортно-логистические системы. Это могут быть модульные системы как не контейнерной, так и контейнерной доставки грузов. Причем контейнеры разных типов: вентилируемые, невентилируемые, стандартные и нестандартные, с грузоподъемностью от 500 килограмм до 200 тонн.

Технологии для перечисленных систем разнятся. Это новые аэродинамические схемы, различные способы расположения перевозимых грузов, запуск с разгонщика, если говорить об авиационно-космических системах. Это компонентная база, бортовое оборудование, радиоэлектронное обеспечение, всевозможные сенсоры, робототехника. Это системы посадки гидравлические, с обратной связью, которые могут обучаться, компенсировать качку, что обеспечивает посадку на суда и взлет с них. Это телекоммуникации и системы навигации, и многое другое.

Кто в рамках вашей рабочей группы выступает заказчиком технологий?

Сегодня мы плотно сотрудничаем в основном с малыми и средними предприятиями. Среди последних отмечу казанское ОКБ Симонова. Это, пожалуй, единственное в стране предприятие авиапрома, которое еще со времен СССР специализировалось исключительно на беспилотной тематике, в том числе, для целей обороны. Сейчас там задумана и разрабатывается БАС гражданского применения тяжелого класса. Она будет способна работать как в Арктическом регионе, так и в жарких странах.

ОКБ Симонова является не только заказчиком, но и постановщиком задач для ученых и технологов, скажем, для Инжинирингового центра « КАИ-композит « Казанского национального исследовательского технологического университета.

А вот другой пример группа компаний «Геоскан», которая в числе прочих направлений деятельности занимается поиском полезных ископаемых методами аэромониторинга и в этом направлении решает исследовательские задачи силами собственных разработчиков. В «Геоскане» есть аэромагнитометр собственной разработки. Предполагаю, что на следующем этапе, когда коллеги станут масштабировать свой бизнес, у них может появиться потребность в привлечении исследователей со стороны.

Взаимодействует ли Аэронет с другими рабочими группами НТИ?

Да, с группой Технет, руководителем которой является проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей Боровков. С его заместителем по группе, директором по инновационному развитию НПО «Сатурн» Дмитрием Ивановым мы прорабатываем возможности заказа «нашими» участниками рынка беспилотников или комплектующих с конкретными конструкторско-технологическими параметрами. К примеру, возможно требование аддитивного формообразования интегрированной конструкции, когда крыло становится радиотехническим «глазом», или когда ребро жесткости может быть антенной. Вероятны заказы на изделия «северного исполнения», способные устойчиво работать при температурах -40 -60 градусов Цельсия, заказы на высокоэффективные системы электропитания и прочее.

Каково Ваше впечатление от дискуссии?

Для меня эта дискуссия стала продолжением обсуждения путей взаимодействия участников рынков Национальной технологической инициативы с государством. На сегодняшний день здесь не все гладко, но федеральные органы власти начинают разворачиваться в сторону НТИ. Один из позитивных примеров состоит в том, что рабочей группе Аэронет удалось добиться внесения изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации, которые отменяют обязательную сертификацию беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 30 килограммов, а также внесения других правил, облегчающих развитие бизнеса.

Лично для меня это стало примером эффективной совместной работы технологических предпринимателей с коллегами из Минпромторга и Минтранса России, других ведомств, а также с законодателями.

Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков, в числе прочего, говорил о силе сетевого взаимодействия, обратив внимание на такую ключевую характеристику НТИ, как скорость принятия решений, а, значит, и скорость развития. Состоялся полезный обмен мнениями между руководителями рабочих групп НТИ и представителями органов власти. Так, соруководитель рабочей группы Нейронет Андрей Иващенко сделал акцент на патентовании разработок, которым исследователи озабочены куда меньше, чем индексом Хирша. А ведь по числу патентов Россия сильно отстает не только от других стран, но и от ряда крупных иностранных компаний. Возможно, ситуация изменится с созданием IP-акселератора РВК, в котором и мы намерены участвовать.

Заместитель министра образования и науки Александр Повалко назвал НТИ «раздражителем», благодаря которому стороны учатся слышать друг друга и взаимодействовать. Также он сообщил о том, что Минобрнауки объявит в августе конкурс для отбора пула университетов по координации деятельности с НТИ и выделению центров НТИ.

Это будет весьма полезно с учетом того, что НТИ один из инструментов реализации Стратегии научно-технологического развития России.


Место проведения: