Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Чего пока нет у AeroNet?

Под Бряндино может появиться полигон для испытаний беспилотной авиации.

По итогам регионального конкурса Национальной технологической инициативы (НТИ) Ульяновская область вошла в число пилотных регионов, на базе которых будет вырабатываться региональная модель общероссийского проекта. По словам гендиректора АПИТП Сергея Галанта, пока Ульяновская область определила для себя шесть рынков развития в рамках НТИ: AeroNet, AutoNet, EnergyNet, FoodNet, HealthNet и NeuroNet. На прошлой неделе начала работу рабочая группа AeroNet, созданная для координации работы по формированию будущего облика сферы беспилотных авиационных систем гражданского назначения.

Беспилотники как элемент НТИ

В ходе заседания рабочей группы ее председатель Евгений Шагаров (гендиректор ООО «Дизель». — Ред.) напомнил, что разработки и реализация плана мероприятий по развитию отрасли беспилотных летательных аппаратов ведутся в соответствии с поручением президента и правительства. Он подчеркнул, что в Послании Федеральному собранию Владимир Путин обозначил ее развитие как один из приоритетов государственной политики.

18 апреля 2016 года правительство утвердило Постановление № 317 «О реализации Национальной технической инициативы» (НТИ), которым, в частности, установлены правила предоставления субсидий из федерального бюджета. По словам гендиректора «Агентство передовых инициатив, технологий, проектов» (АПИТП) Сергея Галанта, «на все проекты пилотных регионов по уже принятым на федеральном уровне четырем «дорожным картам» — AeroNet, MariNet, AutoNet, NeuroNet — на 2016 год уже выделяется 8 млрд рублей. Ожидается, что на ближайшие три года финансирование составит 50 млрд рублей.

Напомним, НТИ — это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний, которая будет определять структуру мировой экономики в ближайшие 15 — 20 лет. По признанию первого зампреда правительства Ульяновской области Александра Смекалина, главная задача региональной части НТИ — «суметь выстроить вертикаль управления и горизонталь взаимодействия проектов». По сути, региональные проекты должны своевременно и разумно вписаться в большую федеральную «беспилотную программу».

«Дорожная карта» AeroNet

По данным маркетинговых исследований ведущих иностранных компаний, объем рынка беспилотных летательных аппаратов в 2014 году составил $6,8 млрд. Из них 66% рынка относится к сегменту военных, 20% — к сегменту обеспечения безопасности и только 14% — к сегменту гражданских коммерческих перевозок и авиационных работ.

Однако Евгений Шагаров считает, что в следующий десятилетний период гражданский сегмент будет расти опережающими темпами, поэтому и необходимо разработать пошаговую стратегию развития этой отрасли на территории Ульяновской области. Он также добавил, что приоритетными направлениями использования беспилотников станут мониторинг, поиск и спасение, сельское хозяйство и перевозки.

Объем мирового рынка услуг с использованием беспилотников, по оценкам AeroNet, может достичь объема в $180 млрд к 2035 году. 40% смогут занять российские компании.

Среди проблем в этой сфере можно назвать недостаточную развитость отечественных технологий в области построения БПЛА и отсутствие достаточной нормативной базы, регламентирующей требования к БПЛА и порядок их эксплуатации.

Новый вариант Воздушного кодекса сейчас находится в Госдуме на стадии рассмотрения. Главное изменение — разделение воздушных средств на беспилотные и пилотируемые. Среди новых понятий: «беспилотные воздушные системы», «сверхлегкое воздушное судно» (весом до 495 кг), «беспилотное воздушное судно» и другие. Вступление в силу нового варианта Воздушного кодекса повлечет за собой изменения в десятках нормативных актов. Например, в госкомиссии по радиочастотам предстоит получить номиналы частот для управления беспилотными воздушными средствами, оформить выделение для беспилотников маловысотных коридоров для мониторинга объектов.

По оценкам экспертов рабочей группы AeroNet, работа по урегулированию законодательства должна завершиться в 2017-2018 годах.

Проблема номер один

Сегодня в регионе уже есть ряд проектов по направлению AeroNet. Среди них — совместный проект УлГУ и АО «Авиастар-СП» по автоматическим системам управления производством. Об уникальном опыте применения ноу-хау, разработанного специалистами предприятия, рассказал начальник инвестиционного управления «Авиастар-СП» Андрей Пирогов. Однако развитию бизнеса строительства и применения беспилотных комплексов препятствуют, по его мнению, несовершенство российского законодательства в части налогообложения для предприятий, активно занимающихся научно-исследовательскими и конструкторскими разработками. По мнению Пирогова, внесение изменений позволило бы активизировать творческую мысль на предприятиях региона.

— На Западе активно используется схема выкупа тех или иных интеллектуальных продуктов — запатентованных изобретений, технологий. Существуют примеры финансирования таких работ со стороны бизнес-структур, которые заинтересованы в применении новейших прорывных технологий на своих производствах. В нашей стране пока нет экономических механизмов, которые позволили бы стимулировать предприятия вести собственные разработки либо заказывать такие работы научным или конструкторским коллективам, — посетовал Пирогов.

По мнению замдиректора ООО «Ульяновский центр трансфера технологий» Олега Падерина, самой большой проблемой реализации пилотного проекта в регионе могут стать человеческие ресурсы. По его словам, «это проблема номер один».

Полигон на смену «несвежих» разработок

В ходе дискуссии прозвучало также несколько предложений, которые были включены в проект разработки «дорожной карты» AeroNet. Так, генеральный директор АПИТП Сергей Галант заострил внимание членов рабочей группы на том, что любая новая техника должна проходить в том или ином виде процесс полевых испытаний для того, чтобы обнаружить и устранить конструкторские и технологические недоработки. На сегодняшний день в России существует только один полигон для испытания беспилотного летательного аппарата, которым в основном пользуются представители силовых структур. Для гражданских разработок в Ульяновской области ничего подобного нет. Было предложено сертифицировать под такой полигон испытаний малой и беспилотной авиации участок под селом Бряндино в Чердаклинском районе.

По мнению членов рабочей группы, зачастую в Россию под видом новых иностранных технологий поступают не самые «свежие» технические разработки. «Россия всегда славилась своими Кулибиными. Людьми, являющимися изобретателями суперсовременных идей для своего времени. Однако зачастую их разработки не находят применения на территории нашей родины. Наша задача — создать все условия для того, чтобы научные, конструкторские и технологические разработки применялись в первую очередь в России», — подытожил Галант.


Место проведения: