Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

На заседании Координационного совета по промышленности руководитель Минпромторга РТ представил опыт Татарстана по разработке автомобильных и авиационных беспилотников

12 июля 2016 года заместитель Премьер-министра РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов выступил с докладом «Беспилотные транспортные средства как элемент «Индустрии 4.0» на заседании Координационного Совета по промышленности Минпромторга России на тему: «Развитие промышленного интернета в России». Заседание провел Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

В своем выступлении Глава Минпромторга РТ отметил, что «Индустрия 4.0. — это переход к созданию интеллектуальных заводов (Smart Factory), превращение компонентов производственной системы в активных пользователей интернет. В «умных фабриках» машины будут понимать свое окружение и смогут общаться по единому сетевому протоколу между собой, а также с логистическими и бизнес-системами поставщиков и потребителей. Такая система способна самостоятельно управлять производственным процессом, без вмешательства человека».

Как подчеркнул Альберт Каримов, «меняются предложения и в логистических процессах. Новые технологии позволяют найти новые пути доставки товаров потребителю. Беспилотные транспортные средства являются ключевым звеном в реализации Индустрии 4.0 в автоматизированном промышленном производстве».

Руководитель Минпромторга РТ Альберт Каримов сообщил, что у России есть компетенции, чтобы занять свою долю рынка беспилотных транспортных средств. В рамках Национальной технологической инициативы определены 3 направления по созданию беспилотников, по 2-м из которых в Республике Татарстан ведется активная работа. Руководитель Минпромторга РТ представил разработки Татарстана по автомобильным и авиационным беспилотникам.

Так, «КАМАЗ» разработал прототип беспилотного автомобиля. Год назад на предприятии приступили к первым тестовым испытаниям беспилотника. Компания к 2020 году планирует начать выпуск опытно-промышленных партий магистральных тягачей и автобусов с системой ADAS (Advanced Driver Assistance Systems, Современные системы содействия водителю) для движения по фиксированным маршрутам. В 2017 году планируется выпустить первые роботизированные автомобили для МЧС, в 2018 году — роботизированные шасси КАМАЗ для добывающей отрасли.

По словам Альберт Каримова, компетенции в области разработки и производства беспилотных авиационных комплексов различного назначения в Республике Татарстан представлены компаниями АО НПО «ОКБ им. М.П. Симонова», ЗАО «ЭНИКС» и ОКБ «Авиарешения».

Он сообщил, что «ОКБ им.М.П.Симонова» ведет разработку проекта «Создание и внедрение в эксплуатацию комплекса воздушного мониторинга протяженной инфраструктуры арктического и других регионов на базе беспилотных воздушных судов со взлетной массой более семи тонн». Проект получил положительную оценку Экспертного Совета Национальной технологической инициативы АэроНэт.

Наиболее востребованной разработкой предприятия «Эникс» являются комплексы воздушной разведки ближнего действия, которые поставляются в том числе на станции «Северный полюс».

Компания «Авиарешения» имеет компетенции в области создания беспилотных авиационных комплексов для нужд сельского хозяйства. Комплекс специализирован для опыления полей химическими растворами. Предположительно к осени текущего года планируются первые опытные внедрения.

В Татарстане на базе ОЭЗ «Иннополис» компанией Cognitive Technologies совместно с производителем агротехники «Ростсельмаш» и агрохолдингом «Союз-Агро» реализуется проект по созданию «умного» агрохолдинга «Агрополис». Целью проекта является создание беспилотных тракторов и комбайнов, первые промышленные образцы которых будут разработаны до 2018 года.

Руководитель Минпромторга РТ считает, что наряду с быстрым развитием рынка беспилотных транспортных средств, у этой сферы есть проблемы, некоторые из которых носят глобальный характер.

Альберт Каримов сказал, что «для развития прорывных инновационных технологий необходимо иметь не менее прорывное законодательство. Беспилотные автомобили должны на законных основаниях тестироваться на дорогах общего пользования, а беспилотные летательные аппараты — в воздухе». Не решена проблема подготовки сертификационного базиса для применения беспилотных воздушных судов в общем (несегрегированном) воздушном пространстве.

По словам А.Каримова, в этом вопросе продвинулись США, где в 2015 году приняты авиационные правила в части эксплуатации беспилотных систем в общем воздушном пространстве. В Европе планируется принятие аналогичных правил в текущем году.

В настоящее время в Татарстане ОКБ им.Симонова разработаны основы сертификационного базиса беспилотных воздушных судов взлетной массой до 7,5 тонн. Указанный сертификационный базис обеспечит создание систем воздушного мониторинга сверхпротяженных инфраструктурных объектов и транспортных коммуникаций, например, Северного морского пути.

По словам руководителя Минпромторга РТ Альберта Каримова, главной проблемой реализации проектов по созданию автономных автомобилей является отсутствие так называемых «умных» дорог и, как следствие, необходимость оснащения дорог интеллектуальными системами. К примеру, инвестиции таких стран, как США, Япония, Германия, Швеция в создание «умных» дорог сегодня превышают объем инвестиций в беспилотные автомобили. В США, Японии, Германии беспилотные авто тестируются в условиях реального трафика.

Альберт Каримов остановился на кадровых вопросах, среди которых — подготовка специалистов, которые смогут работать в Индустрии 4.0, а также переобучение и трудоустройство тех, кто остался или останется за бортом Индустрии 4.0.

Руководитель Минпромторга РТ отметил необходимость реализации Дорожных карт Национальной технологической инициативы по направлениям создания беспилотных транспортных средств. «Татарстан готов выступать пилотными площадками для дальнейшего развития промышленного интернета, для реализации проектов Национальной технологической инициативы. У нас для этого есть необходимая инфраструктура — развитые автомобилестроение, авиастроение и IT-сфера, где большую роль играет особая экономическая зона «Иннополис». Мы сегодня активно развиваем сферу беспилотников, и в дальнейшем планируем усиливать эти компетенции», — подчеркнул Альберт Каримов.


Место проведения: