Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

АСИ определило сегменты рынка услуг, предоставляемых беспилотниками

Агентство стратегических инициатив (АСИ) опубликовало «дорожную карту» по развитию глобального сетевого рынка информационных, логистических и иных услуг, предоставляемых флотом беспилотных аппаратов, и выделило четыре сегмента гражданского и коммерческого применения AeroNet (направление Национальной технологической инициативы (НТИ), относящееся к беспилотным летательным аппаратам).

Как отмечается на сайте НТИ, «дорожная карта» одобрена президиумом совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Согласно документу, приоритетными направлениями развития отрасли в Российской Федерации являются дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) и мониторинг; применение в сельском хозяйстве; перевозки; поиск и спасание.

1. ДЗЗ и мониторинг

В документе отмечается высокий потенциал развития сегмента в России. Также у российских игроков есть необходимые наработки и компетенции для захвата лидирующих позиций: российские инженеры являются лидерами в мировом авиамодельном спорте. Спортсмены разрабатывают для своих аппаратов уникальные технологии, которые затем применяются в коммерческих беспилотных воздушных судах (БВС);

в России традиционно сильны разработчики различных физических сенсоров, которые уже составляют до 40% стоимости беспилотных авиационных систем (БАС); российские разработчики являются мировыми лидерами на рынке ПО для обработки материалов аэрофотосъемки (это одна из ключевых технологий ДЗЗ с БВС — российское ПО используется в 88 странах мира).

Таким образом, можно ожидать, что доля России в мировом рынке ДЗЗ с БАС будет больше среднеотраслевой и составит порядка 10%.

2. Применение в сельском хозяйстве

При наличии государственной поддержки и активного выращивания национальных чемпионов Россия может занять от 15-20% (базовый сценарий) до 20-25% (оптимистический сценарий) мирового рынка в сегменте «Сельское хозяйство» к 2035 году, считают разработчики документа.

В денежном выражении объем рынка по оказанию услуг на основе БАС в данном сегменте, занимаемый российскими компаниями, может достичь к 2035 году 240 миллиардов рублей, а продажа БВС составит дополнительные 27 миллиардов рублей.

3. Перевозки

Помимо традиционной экспресс-доставки, одним из сегментов рынка может стать доставка медикаментов и биоматериалов, отмечается в документе. В РФ существует подтвержденный интерес компании Invitro — ведущего поставщика услуг в сфере медицинских анализов — к использованию БАС для таких перевозок.

По состоянию на начало 2015 года технологическая готовность для осуществления воздушной беспилотной экспресс-доставки представляется достаточной, однако в существующих регуляторных условиях и на данном уровне развития технологий сегмент «Перевозки» на рынке отсутствует.

При наличии государственной поддержки и активного выращивания национальных чемпионов Россия может занять от 6-8% (базовый сценарий) до 8-10% (оптимистический сценарий) мирового рынка в сегменте «Перевозки» к 2035 году.

4. Поиск и спасание

Общий объем сегмента рынка по направлению применения БВС «Поиск и спасание» ориентировочно оценивается в 170-200 БВС морского базирования и 300 БВС наземного базирования с последующей компенсацией потерь в 50-100 БВС ежегодно.

Доля Российской Федерации в данном сегменте может распространиться на страны постсоветского региона, а также на страны, где еще не функционирует единая служба поиска и спасания, способная применять БАС для указанных целей.

В существующих регуляторных условиях и на данном уровне развития технологий сегмент «Поиск и спасание» на рынке отсутствует.

При наличии государственной поддержки и активного выращивания национальных чемпионов Россия может занять от 7-10% (базовый сценарий) до 15-20% (оптимистический сценарий) мирового рынка в сегменте «Поиск и спасание» к 2035 году.

Образ будущего рынка

Как считают аналитики АСИ, в ближайшие 10-20 лет существенно расширится применение беспилотных авиационных и околоземных космических систем, комплексных решений и услуг на их основе.

Над территорией Российской Федерации к 2035 году постоянно могут находиться в воздухе не менее 100 тысяч беспилотных воздушных судов, объединенных в единую систему предоставления работ и услуг для удовлетворения различных, постоянно возрастающих потребностей экономики.

Среднесписочная численность занятых в разработке и производстве беспилотных авиационных систем составит 50 тысяч человек, численность занятых в эксплуатации БАС, обеспечении комплексных решений и услуг на их основе достигнет 500 тысяч человек к 2035 году.

Оценки показывают, что объем мирового рынка БАС, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 миллиардов долларов США (в текущих ценах).

Доля России на этом развивающемся рынке может составить более 35-40 миллиардов долларов США. Возникнут крупные отечественные компании, которые зададут отраслевые стандарты в своих сегментах.

Пилотные проекты, нацеленные на достижение лидерства на рынке AutoNet

АСИ предлагает ряд пилотных проектов, развивающих уже имеющиеся в России ресурсы в данной области.

1. Пилотный проект по комплексным кадастровым работам в Ростовской области. Позволит сократить стоимость комплексных кадастровых работ в два раза и поставить на кадастровый учет участки на площади не менее 1000 кв. км.

2. Проведение аэромагнитного мониторинга кимберлитовых трубок в Астраханской области на площади не менее 1000 кв. км. Позволит сократить стоимость аэромагнитного мониторинга в два раза.

3. Пилотный проект по мониторингу ЛЭП в Ленинградской области с отладкой и сертификацией методики. Позволит выполнить работы на трассах протяженностью 5000 км при сокращении стоимости мониторинга ЛЭП в пять раз.

4. Развитие градостроительного атласа города Томска ( map.admin.tomsk.ru ), который является самой крупной в мире моделью города, сформированной с применением БВС, и тиражирование накопленного в данном проекте успешного опыта. Отладка технологии и ее внедрение в 5-10 крупных городах РФ позволит сократить стоимость высокоточной картографии в пять раз.

Напомним, НТИ — долгосрочная межведомственная программа частно-государственного партнерства по содействию развития новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 15-20 лет. В качестве основного инструмента реализации НТИ определена система «дорожных карт», которые реализуются в форме проектов НТИ.

Проектным офисом НТИ является ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), осуществляющее управление, организационно-техническую и экспертно-аналитическую поддержку, информационное и финансовое обеспечение разработки и реализации «дорожных карт» и проектов НТИ.

Как сообщал D-Russia.ru, в 2016 году бюджетное финансирование на НТИ пойдет преимущественно на четыре направления Национальной технологической инициативы: AeroNet (беспилотные летательные аппараты), AutoNet (беспилотные автомобили), MariNet (беспилотный морской транспорт) и NeuroNet (распределенные компоненты сознания). В федеральном бюджете на 2016 год на реализацию ключевых проектов «дорожных карт» НТИ предусмотрено 8 миллиардов рублей (ранее предполагалось выделение в 2016 году на НТИ 10 миллиардов — таким образом, финансирование сокращено на 20%).


Место проведения: