Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Дорожная карта «Аэронэт» - старт для становления рынка гражданских беспилотных авиационных систем

Дорожная карта «Аэронэт» - старт для становления рынка гражданских беспилотных авиационных систем

Утверждена «дорожная карта» АэроНэт Национальной технологической инициативы по развитию гражданского применения беспилотных авиационных систем в России до 2035 года: обозначены стратегические цели, направления применений, участники, риски, экономические показатели.

Запланированные мероприятия призваны сделать АэроНет глобально конкурентоспособной отраслью российской экономики, обеспечить развитие инфраструктуры, устранить барьеры для цивилизованного ведения бизнеса.

По мнению экспертов, устойчивое развитие предпринимательства, а также конкурентоспособность российских продуктов БАС обеспечат прописанные в дорожной карте меры по устранению основных ограничений и барьеров, стоящих на пути развития отрасли. В первую очередь, это урегулирование вопросов легализации БВС в воздушном пространстве. Совместными усилиями российского профессионального сообщества, Минтранса РФ и Минпромторга РФ подготовлен и внесен в Госдуму законопроект о внесении поправок в Воздушный кодекс. «Новый законопроект направлен на либерализацию воздушного законодательства с передачей контролирующих функций саморегулируемым организациям рынка в части БВС массой до 30 кг.», — комментирует Амир Валиев, Президент Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем ЭРБАС.

Новые поправки, во-первых, определили порядок испытания легких БАС (массой до 30кг.) и выдачи им сертификата летной годности. Во-вторых, урегулировали систему регистрации. Третьим пунктом поправки является аттестация летного персонала, в котором прописана более доступная и упрощенная система обучения. Внесены изменения и в части нормативной базы по страхованию БВС. Четкие процедуры страховой защиты позволят эксплуатантам рассчитывать риски в случае потери аппарата, тем самым вносить БАС в финансовое планирование, контролировать бюджет предприятия.

Новый импульс развитию рынка гражданских беспилотников в России обеспечат меры государственной поддержки. Согласно планам реализации мероприятий дорожной карты «АэроНет» НТИ, общий объем финансового обеспечения в рамках первого этапа составит 19 569 000 тысяч рублей, в том числе лимиты федерального финансирования: 1 810 000 тысяч рублей в 2016 году; 3 760 000 тысяч рублей в 2017 году; 6 418 500 тысяч рублей в 2018 году. Сбалансированная система поддержки государства обеспечит устойчивое развитие предпринимательства, поможет преодолеть технологическое отставание отрасли гражданских БАС.

«Сегодня на рынке БАС проекты делятся на инициативные и на те, которые реализовываются при поддержке силовых структур, — говорит Сергей Тыцык, технический директор научно-производственного предприятия «Тайбер». — Военные ведомства финансируют разработки, производят необходимые испытания на своих полигонах, совместно с производителями доводят продукт «до ума». В гражданском секторе частные компании несут собственные расходы на все этапы создания БАС — от разработки до производства и испытаний готового изделия».

При полноценном внедрении всех мероприятий, описанных в дорожной карте, к 2035 году Россия станет одним из глобальных лидеров отрасли по сегментам «Перевозки», «Сельское хозяйство», «ДЗЗ и мониторинг», «Поиск и спасение». Мировой рынок БАС и услуг на их основе к 2035 году эксперты оценивают в более чем 200 млрд долларов США, а годовой объем рынка применения БАС в России к этому времени составит 35-40 млрд долларов США. «Реализация «дорожной карты» будет иметь неоспоримый социально – экономический эффект. Например, к 2035 году прогнозируется создание 50 000 новых высокотехнологичных рабочих мест в сфере разработки и производства БАС, комплектующих и полезных нагрузок. Запланировано появление 500 000 новых рабочих в сфере производства и услуг», — комментирует Сергей Жуков, лидер рабочей группы АэроНет.


Место проведения: