Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Михаил Погосян: «Студенты должны учиться мыслить, а не зубрить»

Михаил Погосян: «Студенты должны учиться мыслить, а не зубрить»

Московский авиационный институт (МАИ) вошел в число 11 победителей конкурса университетов Национальной технологической инициативы (НТИ), который в марте-апреле 2016 года провели Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российская венчурная компания (РВК).

Проектная команда МАИ представила свои идеи на «Форсайт-флоте 2016» и приняла участие в формировании университетской «дорожной карты» НТИ. Полученный опыт и новые наработки были использованы при создании программы развития университета, которую подготовил кандидат на пост ректора МАИ, заведующим кафедрой «Проектирование самолетов» Михаил Погосян. Программа направлена на достижение лидирующих позиций МАИ как ведущего образовательного и научно-исследовательского центра авиационно-космической и смежных высокотехнологичных отраслей не только в России, но и в мире.

О том, как должен развиваться университет в рамках Национальной технологической инициативы, рассказал автор программы и активный участник рабочей группы рынка AeroNet Михаил Погосян.

— Михаил Асланович, поиск и развитие талантов, как кадровой основы будущих компаний-чемпионов НТИ на глобальных рынках, является критически важным для успеха НТИ. Как вы видите связку МАИ, как поставщика талантливых инженеров, с технологическими компаниями?

— По моему мнению, МАИ должен развиваться как инновационный центр, который объединяет образовательные процессы, обеспечивающие отбор талантов и подготовку специалистов для промышленных и технологических организаций, а также научно-исследовательское и предпринимательское направления деятельности. Студенты, аспиранты и молодые ученые должны принимать активное участие в выполнении реальных исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в интересах ключевых заказчиков и с использованием передового оборудования и программного обеспечения. Именно такой я вижу концепцию подготовки новых инженеров, обладающих лидерскими компетенциями, для компаний НТИ.

— В НТИ роль университетов определена в двух направлениях: университет, как генератор и аккумулятор прорывных технологий, и университет, как среда для развития и поддержки талантливых инженерных команд. Как вы видите реализацию этих двух направлений в МАИ на ближайшие 4 года?

— Я считаю, что создание новых технологий, продуктов и поддержка талантов — два неразрывно связанных друг с другом процесса в деятельности университета. Сегодня невозможно раскрыть таланты без предметной области, использующей передовые технологии. И наоборот, нельзя получить прорывные технологии и разработки без талантливых исследователей и инженеров. В Московском авиационном институте, на мой взгляд, фундаментом обоих направлений являются базовые инженерные компетенции вуза в общем проектировании, математическом моделировании, систем управления, двигателестроении, авионики, управлении жизненным циклом изделий, IT и других областях. На этой основе МАИ, как комплексный университет, должен развивать творческую среду для решения задач, возникающих из технологических трендов, например в области искусственного интеллекта, новых производственных технологий, робототехнических технологий и других.

— Вы много лет проработали заведующим кафедрой «Проектирование самолетов» МАИ. Как Вы считаете, готов ли сегодня университет собирать, выращивать и выпускать команды для технологических компаний?

— Думаю, что готов, и в МАИ есть все предпосылки для этого. Необходимо приблизить университет к самым динамичным компаниям бизнеса, заинтересованным в своем технологическом развитии и совместно ставить амбициозные технологические задачи. Но при этом университет должен стать и генератором идей долгосрочного развития рынков профильных для него продукции и технологий, и, по сути, работая на опережение, формировать к компаниям предложения будущих продуктов и сервисов — На Ваш взгляд, что необходимо перестроить в образовательном процессе МАИ? — Считаю, что необходимо не только творчески развивать технические направления подготовки, но и внедрять новые процессы в образовании. Актуализация учебных программ, новые роли преподавателей, внедрение онлайн форм, игровых моделей обучения и симуляторов — и многое другое легло в основу программы стратегического развития МАИ. В рамках ее реализации предусмотрена организация подготовки кадров, обладающих технологическими, организационными и бизнес-компетенциями — лидеров высокотехнологичных отраслей.

Отдельно я бы отметил и расширение границ вузовского образования. Во-первых, начинать работу с талантами необходимо, начиная со средней школы. Во-вторых, в современном мире люди с помощью дополнительного образования учатся в течение всей своей жизни. И в обоих случаях я вижу роль университета в качестве системы развития компетенций человека, а также поддержки и сопровождения его карьерной траектории.

— Одно из направлений, которое сейчас активно развивается в МАИ — поддержка технологического предпринимательства, а именно создание и поддержка стартапов на базе разработок студентов. Как Вы оцениваете потенциал создания технологических стартапов в настоящее время и каким видите дальнейшее развитие этого потенциала?

— Безусловно, сегодня это важное направление. Уверен, что такую практику нужно глубже встраивать в процесс подготовки кадров. Сейчас технологическое предпринимательство в вузах является по сути имиджевым факультативом. А должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Ведь работа над собственным, пусть и очень маленьким стартапом даст существенно больший вклад в развитие таких базовых профессиональных компетенций как рыночный и технологический анализ, публичные защиты собственных проектов. Дополнительно это позволит на практических примерах ознакомиться и с законами коммерциализации собственного интеллектуального капитала.

— На каких рынках НТИ будут, по Вашему мнению, востребованы выпускники МАИ? — Деятельность МАИ в основном направлена на развитие рынков НТИ AeroNet, TechNet и EnergyNet. Для этого в качестве приоритетных направлений вуза выбраны авиационные, ракетно-космические, энергетические и информационно-телекоммуникационные системы, новые материалы и производственные технологии, а также диверсификация применения технологий аэрокосмического комплекса. Но при этом я прекрасно понимаю, что наиболее прорывные идеи рождаются на стыке дисциплин, поэтому уверен, что выпускники МАИ будут хорошо дополнять творческие коллективы любых технологических компаний.

Справка На конкурсный отбор проектов и проектных команд по развитию университетов в рамках реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) было подано 148 заявок, в финал вышли 30 команд.

Победителями стали команды БФУ им. Канта (Калининград), Университета Иннополис (Иннополис, Республика Татарстан), МАИ, МАМИ, МИИГАиК, МФТИ (Москва), НГУ (Новосибирск), СПбГПУ, Университета ИТМО (Санкт-Петербург), ТГУ, ТУСУР (Томск). Команды университетов-победителей вошли в состав участников «Форсайт-флота 2016», где приступили к разработке и формированию «дорожной карты» направления «Университеты НТИ».


Место проведения: