Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Олимпиада НТИ прошла при активном участии российских технологических компаний

9eeb5dea898f272c51d5d2a6d1f9c0dc.jpg

Российские компании и лаборатории предоставили для финала олимпиады модель умной энергосети, функциональную модель спутника, конструкторы беспилотных мини-кораблей и коптеров. Предоставленные конструкторы будут доработаны для использования в школах и учреждениях дополнительного образования.

Олимпиада НТИ проводится по нескольким направлениям Национальной технологической инициативы: это «Автономные транспортные системы», «Большие данные и машинное обучение», «Космические системы» и «Интеллектуальные энергетические системы»

В ВДЦ «Орленок» завершилась всероссийская Олимпиада Национальной технологической инициативы, на которую приехали старшеклассники со всей страны. Олимпиада НТИ стала первой командной инженерной олимпиадой, активное участие в которой приняли российские технологические предприниматели и научные лаборатории: они специально разработали и предоставили оборудование для проведения финала. Три из четырех направлений олимпиады предусматривали серьезную работу «с железом», включая сборку и программирование сложных инженерных систем.

Олимпиада НТИ проводится по нескольким направлениям Национальной технологической инициативы: это «Автономные транспортные системы», «Большие данные и машинное обучение», «Космические системы» и «Интеллектуальные энергетические системы».

4faf5eba0f160ebc8c7a1373f6f96994.jpg

921e70218ca1f211dcc263941db19087.jpg

Для направления «Интеллектуальные энергетические системы» компания ООО «Полюс-НТ» разработала стенд-конструктор, имитирующий работу энергосистемы удаленного поселения городского типа. В модели небольшого города предусмотрены подстанция и миниподстанция, несколько микрорайонов, заводы и больницы, три солнечных батареи и два ветрогенератора. Стенд позволяет воспроизвести алгоритмы работы энергосистемы поселения.

Альтернативная энергетика обычно обсуждается в экономическом аспекте, но мало кто думает о ней с точки зрения оператора энергосистем, — комментирует Валентин Широков, «Полюс-НТ». — Между тем, энергосистема должна быть в первую очередь надежной и обеспечивать существующую потребность в потреблении: энергия должна быть всегда, когда она нужна. На стенде моделируется ситуация, когда вы проектируете энергосистему на альтернативных источниках энергии, и она проходит проверку на эффективность и надежность.

Участники финала должны были спроектировать надежную систему, которая предусматривает возможность использования запасного алгоритма при поломке основной энергосистемы. Если происходит непредвиденное, запасной вариант должен задействоваться оперативно, иначе команда откатится сильно назад, и догнать лидеров будет практически невозможно.

61f5b80ca3c70e288e0af01669d5932a.jpg

9205aab0201d18d19240a41e65f31f46.jpg

Для направления «Космические системы» компания «Спутникс» разработала учебный конструктор спутника «Таблетсат-Конструктор». Конструктор предназначен для обучения школьников и студентов основам разработки, проектирования, сборки, испытаний и эксплуатации функциональной модели орбитального спутника. Такой конструктор является моделью микроспутника, с помощью которой можно обучаться системной интеграции, проектированию компоновки и архитектуры, а также разработке программного обеспечения малого космического аппарата. Особенность конструктора в том, что вместо разработки отдельных систем упор делается на системное проектирование аппарата в целом и быстрое получение результата — работающего прототипа.

В комплект конструктора входит камера для съемки пространства вокруг, бортовой компьютер Raspberry PI B+, система энергопитания, система передачи команд и сбора телеметрии, включая радиоприемопередатчик на борту, система определения ориентации и стабилизации, включая датчики солнца, магнитометр и акселерометр, а также электромагнитную катушку и двигатель-маховик. Помимо этого, в комплект входит программное обеспечение с открытыми исходным кодами на C/C++. Конструктор спутника сделан так, что его можно развивать и дальше: в дальнейшем школьники смогут самостоятельно дорабатывать отдельные модули.

Олимпиада НТИ стала пространством диалога между образовательными учреждениями и молодыми предпринимателями, которые уже сегодня создают технологии будущего, — комментирует Дмитрий Земцов, проректор по учебной работе МАМИ. — В традиционной системе технологические компании не принимают активного участия в образовательном процессе, сотрудничая с университетами в формате практики для студентов и различных ознакомительных мероприятий. Национальная технологическая инициатива предполагает иной подход к работе с одаренной молодежью, которая будет работать с технологиями будущего: старшеклассник и студент становятся активными участниками проектных команд, а ученые и предприниматели выступают в роли менторов и кураторов студенческих проектов.

Оборудование для блока Олимпиады НТИ «Автономные транспортные системы» разработали технологические компании ООО «Образование будущего», Copter Express и Лаборатория Аэрокосмической Инженерии МГУ имени М.В. Ломоносова. Общей задачей команд-финалистов было обеспечить логистические перемещения по суше, морю и воздуху, ориентируясь на элементы инфраструктуры единой транспортной системы, а также настроить спутниковую связь для организации наземной навигации. Направление моделирует транспортную среду будущего, в которой автономные устройства, основанные на разных типах привода и принципах управления, выполняют функцию не только передвижения в пространстве, но и взаимодействуют друг с другом, элементами инфраструктуры, а также принимают решения на основании объективных данных спутников связи.

38c5ce4bc72f764a4ae7aee13ee797e6.jpg

6d6ecedc36462432a57d19946747d1eb.jpg

Каждый элемент системы состоит из: конструктивной части (набор элементов, базовое шасси, крепежные элементы), двигателей, электроники (плата контроллера на основе открытой платформы Arduino), набора электронных компонентов (сенсоры, элементы питания, разъемы, соединительные провода).

В задаче по беспилотным автомобилям команде нужно решить задачи автономного передвижения по городу из одной точки в другую, ориентируясь по дорожной разметке и сигналам ИК-светофора. Учебный комплект предоставляет учащимся возможность создания централизованной системы управления автомобильными потоками.

В задаче по беспилотным плавательным средствам нужно собрать и запрограммировать модель корабля с автономным управлением, преодолевающего заданный водный маршрут для доставки груза в порт. В задаче по автономным летательным аппаратам — выполнить полетное задание, разработав программу управления квадрокоптером. Коптер должен был взлететь, преодолеть определенное расстояние, определить и облететь препятствие, и затем осуществить автономную посадку.

Олимпиада НТИ предполагает не только проведение командных соревнований, победа в которых позволит получить преимущества при поступлении в вузы: проект предусматривает большой образовательный модуль, включая онлайн-курсы и занятия с экспертами Национальной технологической инициативы. Оборудование, которое было разработано технологическими компаниями в формате конструкторов для проведения инженерного финала олимпиады, будет впоследствии доработано для использования в российских школах. В 2016 году Олимпиаду НТИ для учащихся 9-11 классов проводят три российских политехнических университета — Московский Политех (ранее МАМИ), СПбПУ и Томский политехнический университет. Генеральным партнером Олимпиады НТИ выступает РВК.


Место проведения: