Государственный фонд фондов
Институт развития Российской Федерации

Media Review

Госдума решила пустить беспилотники на дороги общего пользования

Госдума решила пустить беспилотники на дороги общего пользования

В Госдуме прошел круглый стол, где обсудили правовые вопросы использования беспилотных транспортных систем в РФ

Подготовлен проект решений, которые в будущем могут вылиться в законодательные акты, и дан ответ на главный вопрос — кто в случае аварии с БПТС должен нести за это ответственность.

Сегодня произошло событие по истине эпохальное — депутаты ГД РФ, представители профильных министерств и ведомств, субъектов РФ, предприятия-разработчики беспилотных транспортных систем, представители научных и общественных организаций собрались, чтобы обсудить нормативно-правовое регулирование использования беспилотных транспортных систем (БПТС) в Российской Федерации.

Законодательная проблема является сегодня главным препятствием эффективного развития направления БПТС. И не только у нас, но и во многих странах, где внедряют роботехнику. Пока практически везде беспилотники запрещено использовать на дорогах общего пользования, исключения сделаны лишь в США, где разработаны отдельные законодательные акты, регламентирующие испытания и передвижения автомобилей с автономным управлением в ряде штатов (например, Флорида, Невада, Мичиган).

У нас эту тему подняли не так давно. Ответственный секретарь комиссии ГД РФ по развитию стратегических информационных систем Андрей Черногоров в своем выступлении отметил, что, к сожалению, Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотных транспортных средств. Поэтому сегодняшнее обсуждение имеет высокую важность для реализации дорожных карт НТИ AutoNet, а также программы создания отечественных БПТС в целом.

В ходе Круглого стола было принято несколько ключевых решений. Во-первых, дано поредение самому понятию беспилотное транспортное средство(БПТС). Предлагается изложить его в следующей редакции: «Беспилотное транспортное средство» - механическое транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может передвигаться без участия водителя». Разрешить использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования следует только в том случае, если в его кабине будет находиться водитель, который в случае необходимости сможет переключить процесс управления в ручной режим. Запрещается полностью передавать беспилотнику контроль за движением транспортного средства по дорогам общего пользования. Участники определили, что ответственность за ДТП в случае его возникновения, полностью лежит на водителе беспилотника. Это будет закреплено в соответствующих статьях ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», ФЗ 63 УК РФ, ФЗ 14 ГК РФ, правила дорожного движения, а также в КоАП.

На борту БПТС в обязательном порядке должен быть установлен самописец «черный ящик») для фиксации параметров движения автономного автомобиля, а также ведения видео и аудио записи дорожной обстановки. Автономный автомобиль должен иметь опознавательный знак «Беспилотное дорожное транспортное средство». Предлагается также добавить формулировку «доверенность на право управление БПТС» и указать, что она должна быть нотариально заверена.

Поправки в законодательные акты РФ могут быть приняты Государственной Думой до конца 2016 года.

Также сегодня стало известно, что срок тестирования беспилотных КАМАЗов на дорогах общего пользования сдвигается на 2018-2019 гг. Об этом сообщила пресс-службе ПАО «КамАЗ». Ранее предполагалось, что беспилотные грузовые автомобили будут испытывать на платной трассе М11 «Москва-Санкт-Петербург» в 2016-2018 гг.

К Чемпионату мира по футболу в 2018 году обещают подготовить и первый российский беспилотный автобус. Этим сейчас занимается Волгоградский производитель Volgabus. Первые наработки компания собирается представить уже летом этого года.

Свои беспилотники готовит и Группа ГАЗ, о чем уже неоднократно заявляла. Уже есть первые наработки по созданию самоуправляемых автомобилей на базе грузовиков «Урал» и автобусов ЛИАЗ. Решение вопроса упирается лишь в финансирование - новые технологии требуют солидных денежных вливаний, и здесь ГАЗ рассчитывает на помощь государства.

Автор: Алексеева Елена



Место проведения: